Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005)

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф» (вариант перевода названия), «Хроники Нарнии» / «The Chronicles of Narnia» (сокращённое название).

Великобритания, США.

Продолжительность 143 минуты.

Режиссёр Эндрю Адамсон.

Авторы сценария Энн Пикок, Эндрю Адамсон, Кристофер Маркус, Стивен МакФили по роману Клайва Стейплза Льюиса.

Композитор Гарри Грегсон-Уильямс.

Оператор Дональд МакАльпин.

Жанр: приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия

Краткое содержание
Люси Певенси (Джорджи Хенли) с братьями Питером (Уильям Моусли) и Эдмундом (Скандар Кейнс) и сестрой Сьюзен (Анна Попплуэлл) переезжают из Лондона, подвергаемого Люфтваффе бомбардировкам, в деревню к дедушке — профессору Дигори Кёрку (Джим Бродбент). Там, в одной из комнат особняка, девочка обнаруживает волшебный шкаф, в котором спрятан вход в сказочную страну под названием Нарния.

Также в ролях: Тильда Суинтон (Королева Джадис, она же Белая Колдунья), Джеймс МакЭвой (мистер Тумнус), Киран Шах (чёрный гном Гинарбрик), Джеймс Космо (Санта-Клаус), Джуди МакИнтош (Хелен Певенси), Элизабет Хоторн (миссис МакРиди), Патрик Кейк (кентавр Орей), Шейн Рэнги (генерал Отмин), Рейчел Хенли (взрослая Люси), Марк Уэллс (взрослая Люси), Ноа Хантли (взрослый Питер), Софи Уинклман (взрослая Сьюзен), Лиам Нисон (Аслан, озв.), Рэй Уинстон (Бобр, озв.), Дон Френч (Бобриха, озв.), Руперт Эверетт (Лис, озв.), Филип Стойер (конь Филипп, озв.), Майкл Мэдсен (Могрим, озв.).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.07.2024

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005): кадр из фильма
В сказочной стране

Клайву Стейплзу Льюису, замечательному писателю, теологу, филологу и немного философу родом из Великобритании (точнее, из неспокойного Белфаста, что в Северной Ирландии), не везло в кинематографе. Все шесть предыдущих экранизаций отдельных романов из семитомных «Хроник Нарнии» появились на телевидении, не вызвав практически никакого резонанса. Правда, Льюис, умерший в 1963-м году в возрасте шестидесяти пяти лет, наверняка оказался бы благодарен своему соотечественнику сэру Энтони Хопкинсу за то, что тот столь тонко и деликатно воплотил его, престарелого и всеми уважаемого профессора крупнейшего университета, образ в трогательной драме «Страна теней» /1993/ Ричарда Аттенборо. Как бы то ни было, сотрудники корпорации имени покойного Уолта Диснея не случайно вознамерились исправить своего рода историческую несправедливость и потратили порядка $180 млн. в надежде, не исключено, посостязаться в грандиозном успехе с авторами трилогии «Властелин колец»1 и киноадаптаций более современных сочинений Джоан Роулинг. Между прочим, дистрибьюторам даже пришлось вступить в непосредственное соперничество за зрительское внимание, поглощённое киноадаптацией четвёртой части из цикла о Гарри Поттере, поскольку премьеры картин состоялись почти одновременно, с задержкой примерно на месяц.

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005): кадр из фильма
С мечом в руках

Что же касается непосредственно «Льва, колдуньи и волшебного шкафа», то в данном случае изрядно удивляет тот факт, что в качестве режиссёра был выбран Эндрю Адамсон. Этот уроженец Новой Зеландии (земляк Питера Джексона!), начинавший создателем визуальных эффектов, добился всемирного признания двумя частями «Шрека» /200104/, которые можно было включить в разряд мультфильмов «для самых маленьких» лишь с рядом серьёзных оговорок. Ведь Адамсон, написавший сценарий вместе с Энн Пикок, Кристофером Маркусом и Стивеном МакФили, фактически перечеркнул собственный опыт далеко не безобидного опрокидывания, раблезианского высмеивания стародавних традиций литературы и кинематографа для детей, в том числе – в классическом диснеевском варианте, которые теперь, наоборот, постарался воспроизвести со всей тщательностью. История начинается в подвергаемом непрерывным нацистским бомбардировкам Лондоне, откуда власти настоятельно рекомендовали родителям увезти детей в безопасные районы страны. Юных Певенси, Эдмунда, Питера, Сьюзан и младшую Люси, направляют в роскошный особняк профессора Кёрка (в забавном исполнении характерного актёра Джима Бродбента), предпочитающего жить в уединении и спокойствии. Там дети узнают тайну платяного шкафа, расположенного в пустующей комнате и на самом деле являющегося… дверью в Нарнию – в сказочное королевство, находящееся во власти жестокой Белой колдуньи. Она прельщает Эдмунда вкусными яствами и беззаботным существованием, заставив фактически предать брата с сёстрами и тем самым – постаравшись не допустить исполнения древнего пророчества относительно своего незавидного будущего. А Питер, Сьюзан и Люси присоединяются к войску великого и мудрого льва Аслана2, возглавляющего восстание против многовекового деспотизма.

Хроники Нарнии: Лев, колдунья и волшебный шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe (2005): кадр из фильма
Новые властители

Пролог с налётом Люфтваффе на Лондон призван подчеркнуть исторический контекст, приблизив фильм к оригинальному замыслу К.С. Льюиса, начавшего писать роман в 1939-м, в год нападения Германии на Великобританию, и постаравшегося предельно доступно поведать о той опасности, что таит в себе массовое (в нарушение библейских заповедей) поклонение сотворённому кумиру. Только это, пожалуй, не является особым новшеством само по себе, повторяя решения ряда похожих кинопроизведений. Достаточно вспомнить, скажем, «Набалдашник и метлу» /1971/ Роберта Стивенсона по книге Мэри Нортон, где магия в итоге помогала в бою с вооружённым до зубов нацистским десантом. Необычным было бы, если б Эндрю Адамсон отважился развить и углубить эту линию, привнеся в события большее количество деталей, косвенно указывающих на реалии гитлеровского режима. Но в конечном итоге всё, к сожалению, сводится к абстрактным категориям – извечной борьбе со Злом Добра, которое не может не одержать верх, и в Нарнии всенепременно взойдут на трон четыре новых правителя: Король Благородства, Король Смелости, Королева Доброты и Королева Самоотверженности. Кульминация, когда и происходит великая битва с нечистью, конечно, поражает размахом и в некоторые моменты драматизмом, но не добавляет ничего принципиального. А ведь отдельные находки позволяли ожидать не столь ординарной, местами – просто банальной интерпретации событий. Впечатляет игра англичанки Тильды Суинтон, известной отнюдь не по коммерческим, а по авангардистским работам, чья самовлюблённая Белая колдунья действительно может напомнить многих подлинных тиранов (не ограничиваясь фюрером!), грамотно совмещая тотальный террор с выборочным психологическим воздействием. Удачны образы свирепых, но беззаветно преданных правительнице волков, готовых растерзать любого. Хорошо запоминается и характер благородного, бесстрашного, готового на самопожертвование Аслана, хотя в фильме, пожалуй, исключены все намёки на Иисуса Христа, немаловажные для Льюиса. И, безусловно, интересна фигура мистера Тумнуса, несчастного сатира, не пожелавшего выдавать Белой колдунье своего нового друга Люси, поплатившись заточением и пытками… Всё-таки слово «хроники», красующееся в заголовке, предполагает историческую конкретность и достоверность (пусть не внешне, но по существу), даже если речь идёт о вымышленном государстве, изнывающем от вечной зимы и лишённом возможности праздновать Рождество.

.

__________
1 – А Джон Рональд Руэл Толкин являлся не просто единомышленником, но  и личным другом Льюиса.
2 – Персонаж, чьё имя в переводе с турецкого языка как раз означает ‘лев’, не случайно говорит в оригинале голосом Лиама Нисона, вызывая у публики ассоциацию с джедаем Квай-Гон Джинном.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+