Игра престолов / Game of Thrones (2011-2019) (телесериал)
Другие названия: «Песня льда и пламени» / «A Song of Ice and Fire» (рабочее название), «ИП» / «GoT» (краткое информационное название).
США, Великобритания.
Продолжительность эпизода 57 минут.
Режиссёры Дэвид Наттер (9 эпизодов, 2012-2019), Алан Тейлор (7 эпизодов, 2011-2017), Алекс Грейвз (6 эпизодов, 2013-2014), Мигель Сапочник (6 эпизодов, 2015-2019), Марк Майлод (6 эпизодов, 2015-2017), Джереми Подесва (6 эпизодов, 2015-2017), Дэниел Минэхэн (5 эпизодов, 2011-2013), Алик Сахаров (4 эпизода, 2012-2014), Мишель МакЛарен (4 эпизода, 2013-2014), Брайан Кирк (3 эпизода, 2011), Дэвид Бениофф (2 эпизода, 2013-2019), Д.Б. Уайсс (2 эпизода, 2013-2019), Тимоти Ван Паттен (2 эпизода, 2011), Нил Маршалл (2 эпизода, 2012-2014), Дэвид Петрарка (2 эпизода, 2012), Майкл Словис (2 эпизода, 2015), Джек Бендер (2 эпизода, 2016), Дэниел Сакхейм (2 эпизода, 2016), Мэтт Шэкмэн (2 эпизода, 2017).
Авторы сценария и создатели сериала Дэвид Бениофф и Д.Б. Уайсс по романам Джорджа Р.Р. Мартина; авторы сценария Брайан Когман (11 эпизодов, 2011-2019), Итан Дж. Антонуччи (6 эпизодов, 2019), Гурсимран Сандху (6 эпизодов, 2019), Ванесса Тейлор (3 эпизода, 2012-2013), Джейн Эспенсон (1 эпизод, 2011).
Композитор Рамин Джавади (73 эпизода, 2011-2019).
Операторы Анетт Хэллмигк (10 эпизодов, 2013-2016), Джонатан Фримен (9 эпизодов, 2012-2019), Роберт МакЛахлен (8 эпизодов, 2013-2017), Фабиан Уогнер (8 эпизодов, 2014-2019), Дэвид Франко (6 эпизодов, 2014-2019), Грегори Миддлтон (6 эпизодов, 2015-2017), П.Дж. Диллон (5 эпизодов, 2012-2017), Мэттью Дженсен (4 эпизода, 2011-2013), Алик Сахаров (4 эпизода, 2011), Мартин Кензи (4 эпизода, 2012), Марко Понтекорво (3 эпизода, 2011), Крамер Моргентау (2 эпизода, 2012), Крис Сигер (2 эпизода, 2013), Сэм МакКерди (1 эпизод, 2012), Дэвид Кацнельсон (1 эпизод, 2013).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, кинофантазия
Краткое содержание
Хранитель Севера Эддард Старк (Шон Бин, 10 эпизодов, 2011) не в восторге от предложения Роберта Баратеона (Марк Эдди, 7 эпизодов, 2011), монарха Семи Королевств и своего старого друга, стать его десницей, однако вынужден согласиться. «Нед» обретает тайных врагов в лице королевы Серсеи (Лина Хиди, 62 эпизода, 2011-2019) и её отца Тайвина Ланнистера (Чарльз Дэнс, Тайвин Ланнистер, 27 эпизодов, 2011-2015), хранителя Запада. Внезапная смерть государя в результате несчастного случая на охоте служит началом затяжной и кровопролитной войны, в которую так или иначе оказываются вовлечены все престолы…
Также в ролях: Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер, 67 эпизодов, 2011-2019), Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен, 62 эпизода, 2011-2019), Кит Харингтон (Джон Сноу, 62 эпизода, 2011-2019), Софи Тёрнер (Санса Старк, 59 эпизодов, 2011-2019), Мэйси Уильямс (Арья Старк, 59 эпизодов, 2011-2019), Николай Костер-Вальдау (Джейме Ланнистер, 55 эпизодов, 2011-2019), Иэн Глен (Джорах Мормонт, 52 эпизода, 2011-2019), Джон Брэдли (Сэмвелл Тарли, 48 эпизодов, 2011-2019), Альфи Аллен (Теон Грейджой, 47 эпизодов, 2011-2019), Конлет Хилл (лорд Варис, 46 episodes, 2011-2019), Лиам Каннингем (Давос Сиворт, 42 эпизода, 2012-2019), Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт, 42 эпизода, 2012-2019), Эйдан Гиллен (Петир Бейлиш, 41 эпизод, 2011-2017), Айзек Хемпстед-Райт (Бран Старк, 40 эпизодов, 2011-2019), Рори МакКанн (Сандор «Пёс» Клиган, 38 эпизодов, 2011-2019), Натали Эммануэль (Миссандея, 38 эпизодов, 2013-2019), Джером Флинн (Бронн, 37 episodes, 2011-2019), Дэниел Портман (Подрик Пейн, 35 эпизодов, 2012-2019), Джейкоб Андерсон (Серый Червь, 34 эпизода, 2013-2019), Бен Кромптон (Эддисон Толлетт, 34 эпизода, 2012-2019), Кристофер Хивью (Тормунд Великанья Смерть, 33 эпизода, 2013-2019), Джулиан Гловер (Великий мейстер Пицель, 31 эпизод, 2011-2016), Карис ван Хаутен (Мелисандра, 29 эпизодов, 2012-2019), Ханна Мюррей (Лилли, 27 эпизодов, 2012-2019), Натали Дормер (Марджери Тирелл, 26 эпизодов, 2012-2016), Джек Глисон (Джоффри Баратеон, 26 эпизодов, 2011-2014), Мишель Фэрли (Кейтелин Старк, 25 episodes, 2011-2016), Иэн МакЭлхинни (Барристан Селми, 25 эпизодов, 2011-2015), Стивен Диллейн (Станнис Баратеон, 24 эпизода, 2012-2015), Джо Демпси (Джендри, 24 эпизода, 2011-2019), Кристиан Нэрн (Ходор, 23 эпизода, 2011-2016), Дайана Ригг (Оленна Тирелл, 18 эпизодов, 2013-2017), Джонатан Прайс (Его Воробейшество, 12 эпизодов, 2015-2016), Джейсон Момоа (кхал Дрого, 10 эпизодов, 2011-2012), Макс фон Сюдов (Трёхглавый ворон, 3 эпизода, 2016).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.07.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
А начиналось-то ведь всё очень скромно – с 325 абонентов платного кабельного телеканала в городе Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, которым впервые (8-го ноября 1972-го) показали социальную драму Пола Ньюмана «Порою блажь великая» /1971/. Конечно, постепенно аудитория HBO разрасталась, охватив территорию Соединённых Штатов, а затем и многих других стран. К тому же, руководители компании приступили к вложению инвестиций в производство собственной продукции (включая фильмы, демонстрировавшиеся на киноэкранах, причём иногда делавших хорошие кассовые сборы) достаточно давно – на заре «рейганомики». И тем не менее их достижения не могут не поразить воображение! Уже успех «Клана Сопрано» /1999-2007/ и «Рима» /2005-2007/ обнаружил, что телевидение способно практически на равных конкурировать с индустрией, ориентированной на традиционный кинотеатральный прокат. Триумф же «Игры престолов» киностудиям оказалось превзойти и вовсе непросто – даже запуском топовых медиафраншиз вроде Кинематографической вселенной Marvel. Правда, ирония судьбы проявилась в том, что, пока транслировался телесериал, стремительно набрала популярность новая бизнес-модель, основанная на потоковом мультимедиа и связанная прежде всего с брендом Netflix.
Впрочем, ситуацию не следует упрощать, искусственно разводя и противопоставляя разные сегменты рынка. Ещё можно подвергнуть сомнению справедливость закрепившейся за Джорджем Реймондом Ричардом Мартином характеристики «американский Толкин», поскольку сам он называл теми, чьё творчество заставило пересмотреть скептическое отношение к фэнтези, всё-таки других писателей: Тэда Уильямса и Джека Вэнса. Однако остаётся фактом тот факт, что без опыта Питера Джексона, блестяще переложившего на киноязык «Властелина колец», вряд ли нашлись бы желающие не просто подступиться к циклу «Песнь льда и пламени»1, а перенести события с максимальной полнотой. По оценке беллетриста, успевшего поработать и сценаристом, и редактором на ТВ, для этого потребовался бы общий хронометраж порядка восьмисот часов! Джек Бениофф и Д.Б. Уайсс пусть не ограничивали себя решением оставить в неприкосновенности все знакомые читателям фабульные линии, но верность духу и (в значительной степени) букве литературного первоисточника – сохранили.
Если толкиновское Средиземье соотносится с реальностью лишь опосредованно (по большому счёту, доминирует там магия), то Мартин предпочёл иной путь. Его мир в общем и целом подчинён привычным законам – законам развития экономики, политики, культуры, науки и техники… Казалось бы, не последнее место в повествовании отведено присутствию мифологических существ (трёх вылупившихся из яиц драконов), владению отдельными личностями секретами колдовства, включая умение возвращать к жизни погибших, наконец, неуклонно растущей угрозе завоевания царства людей полчищами нежити. Однако на поверку всё это не отрицает, а дополняет универсальную марксову схему о противоречиях между производительными силами и производственными отношениями. С учётом такой оговорки как раз не представляется удивительным (совсем наоборот!) обращение авторов к подлинной истории средних веков, которая оставила нам несметное количество таких занимательных вещей, что заставят померкнуть любые фантазии. Ведь в конце концов во главу угла помещено человеческое, слишком человеческое – воля к власти. Собственно, лейтмотив ёмко выражен в названии сериала.
Знаменательно, что среди приглашённых режиссёров (для постановки двух серий, в том числе отмеченной эпическим размахом «Чёрной воды») значится англичанин Нил Маршалл, ещё в «Центурионе» /2010/ приложивший руку к формированию исторического кинематографа образца XXI века. Звучавшие в адрес создателей обвинения в обилии насилия и знойной, откровенной эротики (причём указанные элементы зачастую неразрывно связаны между собой) потому и видятся необоснованными. Не исключено, что здесь не обошлось без расчёта на скандальный успех, чему публичные возмущения поборников нравственности лишь способствовали. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что это – принципиальная установка. Джордж Р.Р. Мартин отстаивает не то чтобы циничный, а, скорее, лишённый иллюзий («трезвый») взгляд на людскую природу, в которой низменные инстинкты находятся в непрекращающейся борьбе с высокими устремлениями. «Мы – чудовища. Но мы также и герои», как афористически метко выразился литератор.
На протяжении восьми сезонов хватает эпизодов, поражающих воображение широкой публики. От кровавой резни в замке Близнецы до бунта работорговцев, от разрушения ледяной стены, растапливаемой пламенем дракона-зомби, до кульминационного штурма Королевской Гавани. Вместе с тем не устаёшь восхищаться мастерством кинодраматургов и режиссёров, умудряющихся в каждой (в том числе номинально проходной) сцене высветить мощный конфликт, не позволяющий отвести от экрана взор буквально ни на мгновение – из опасения упустить что-то существенное. И всё-таки в первую очередь отмечаешь другое. Да, среди действующих лиц встречаются подлинно благородные личности – вроде Эддарда Старка, казнённого по несправедливому обвинению, или Джона Сноу, умудрившегося не поступиться честью и достоинством в немыслимо суровых испытаниях, стоически сносящего удары судьбы. И есть, наоборот, такие откровенные мерзавцы, как юный живодёр Джоффри Баратеон или Рамси Болтон, искушённый, коварный садист и социопат, для которого оскопление пленника (Теона Грейджоя) – приятное развлечение. Однако ни то, ни другое не является залогом долгого, а уж тем более, радостного пребывания на нашей бренной земле.
Осознание того, что авторы готовы в самый неожиданный момент отринуть на корню привычные (въевшиеся в плоть и кровь творцов с «фабрики грёз») драматургические клише, внезапно умертвив персонажа, к которому успели прикипеть душой миллионы зрителей, подогревает интерес до предела. Но и это служит не просто средством2 удержания неослабевающего внимания массовой аудитории. С первого же сезона вполне чётко улавливается посыл создателей неординарного произведения, верящих, что глобальная, безостановочная и, как водится, кровопролитная «игра престолов» не позволяет такой роскоши, как деление участников на «хороших» и «плохих». У всякого – собственный набор воззрений, внутренних (сознательных и неосознанных) установок, верований, которые проверяются на прочность действующими правилами. Правилами непреложными и беспощадными. И тем не менее индивиды, особенно – индивиды, обладавшие набором незаурядных личных качеств (силой воли, отвагой, проницательностью, интеллектом и т.д.), вовсе не воспринимаются жертвой произвола в руках незримого Рока. В конечном итоге каждый – воистину кузнец своего счастья, и исключением не является даже Дейенерис Таргариен, искренне не понявшая, что в отстаивании добра незаметно перешла на сторону зла.
.
__________
1 – Начат в 1996-м романом «Игры престолов» – и не завершён по сей день.
2 – Средством безотказным, что доказывает уверенный рост рейтингов вплоть до финала: с 2,22 млн. до 13,61 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий