Игра смерти / Game of Death (1978)
Другие названия: «Игра со смертью» / «Игры смерти» (варианты перевода названия), «Игра смерти» Брюса Ли» / «Bruce Lee’s Game of Death» (полное название), «Игра смерти» / «Sǐwáng Yóuxì» (название на пиньинь) / «Sei5 Mong4 Jau4 Hei3» (название на кантонском диалекте).
Гонконг, США.
Продолжительность 85 минут (версии, показанные на премьере, – 103 и 110 минуты; хронометраж оригинального материала – 54 минуты, незавершённые версии 2000-го года – 40 и 35 минут, версия на DVD – 97 минут).
Режиссёры Роберт Клауз, Брюс Ли (без указания в титрах).
Автор сценария Роберт Клауз (в титрах как Jan Spears), Брюс Ли (без указания в титрах).
Композитор Джон Барри.
Оператор Годфри Э. Годар.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Актёр Билли Ло (Брюс Ли, Тай Чун Ким – в титрах как Kim Tai Jong, Юань Бяо – в титрах как Bill Yuen, озв. Кристофер Кент, без указания в титрах), добившийся мировой славы в фильмах о кун-фу, отказывается отныне уплачивать часть доходов влиятельному криминальному синдикату и вообще иметь с вымогателями дело. В ответ преступники организуют покушение на его жизнь. Чтобы спасти от расправы невесту Энн Моррис (Коллин Кемп), Билли инсценирует собственную смерть и соглашается на пластическую операцию.
Также в ролях: Дин Джаггер (доктор Лэнд), Гиг Янг (Джим Маршалл), Роберт Уолл (Карл Миллер), Карим Абдул-Джаббар (Хаким, на ранее снятых киноматериалах), Мел Новак (Стик), Хью О’Брайен (Штайнер), Джеймс Тьен (Чарли Ван), Дэн Иносанто (Паскуаль, в титрах как Danny Inosanto), Чак Норрис (боец, на ранее снятых киноматериалах), Рой Чао (Генри Ло), Рассел Которн (хирург), Казанова Вон (Лау Йеа-чун, на ранее снятых киноматериалах), Саммо Хун (Ло Чен, в титрах как Hung Kim Po), Джим Джеймс (хирург), в эпизодах Боло Йен (в титрах как Yeung See), Роберт Клауз (подручный Карла, без указания в титрах), Марс (громила, без указания в титрах), Нора Мяо (без указания в титрах), Мария И (без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.04.2016
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
До просмотра «Игры смерти» крайне желательно не знакомиться с документальными фильмами1, подробно (и, заметим, на редкость увлекательно) повествующими о съёмках последней картины с участием Брюса Ли и рассказывающими о художественном замысле. Иначе – придётся испытать во время сеанса горькое разочарование! Вместо философского кинопроизведения, в котором эпизоды противостояния главного героя (кстати, носившего другое, не «американизированное» имя, Хай Тьен, и являвшегося ушедшим на покой чемпионом по восточным единоборствам, а отнюдь не кинозвездой) исполнены символизма и несут важную смысловую нагрузку, вниманию публики предложили типичный криминальный боевик. И уже не помогут оправдания в том духе, что Роберт Клауз, когда приступил к работе в память о «Выходе Дракона» /1973/, обнаружил, что даже отснятый (отснятый не полностью) материал сохранился не весь. И что переписывать сценарий (к чему, по слухам, приложили руку продюсер Рэймонд Чоу и Саммо Хун – актёр и хореограф, приглашённый лично Брюсом) пришлось вынужденно, чтобы хоть как-то объяснить несхожесть дублёров. Причём солнцезащитные очки и наложенный грим в данном случае мало спасают: никому из них, включая тоже небесталанного Юаня Бяо, не удаётся (да это было, наверное, и невозможно) даже приблизиться к Ли по части внутренней концентрации, точности и скорости нанесения сокрушительных ударов, а редкие монтажные вставки крупных планов из архива – лишь усиливают диссонанс. Поневоле задумаешься, насколько корректно с этической точки зрения поступили кинематографисты, проведя параллели с судьбой покойного кумира, вплоть до введения фрагментов записи, сделанной на его похоронах, которые выдаются за похороны мнимые – устроенные Билли для обмана недругов.
Как коммерческое мероприятие «Игра смерти», хотя и наверняка окупила вложенные средства2, не принесла рекордной прибыли, в качестве же попытки увековечивания памяти одарённого артиста и спортсмена – вызвала слишком много нареканий. Сомнительным представляется и вклад режиссёра в мифотворчество, связанное с именем Брюса (особенно с обстоятельствами его скоропостижной кончины), включая невольно «пророческие» – по отношению к Брэндону Ли – кадры с заменой во время очередного дубля холостых патронов на боевые. Всё это так. Однако… стоит дождаться заключительной части повествования – и мысленно предъявляемые авторам претензии покажутся несущественными. Начиная с того момента, как Ло, облачившись в жёлтый костюм (в тот самый, что впоследствии перейдёт по наследству тарантиновской Невесте, одержимой идеей «убить Билла») преследователя на мотоцикле, вступает в решительный поединок, происходит маленькое чудо. Брюс Ли выходит победителем из изощрённой игры смерти – сражается из могилы и одолевает одного за другим прислужников зла на этом свете. Разумеется, такой эффект обеспечивается исключительно благодаря тому, что долгий и сложный по постановке эпизод был отснят до того, как он ушёл в иной мир: имитация здесь была бы неприемлема.
.
__________
1 – Например, «Брюс Ли: путь воина» /2000/.
2 – Прокатная плата от демонстрации в североамериканском прокате составила $4,9 млн., кассовые сборы в Гонконге – HKD 3,4 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Злой рок семьи Ли // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 25. – С. 60-64.
Ушаков Александр. «Твоё вдохновение ведёт нас к освобождению» // Мы. – 1991, № 4. – С. 146-155.
Кокарев Андрей. Жизнь после смерти // Собеседник. – 1988, № 47, ноябрь. – С. 15.
Маслов А. Тайна маленького дракона // Пионерская правда. – 1990, 10 февраля. – С. 2.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий