Индиана Джонс и последний крестовый поход / Indiana Jones and the Last Crusade (1989)
Другие названия: «Индиана Джонс 3» / «Indiana Jones 3» (рабочее название).
США.
Продолжительность 127 минут.
Режиссёр Стивен Спилберг.
Автор сценария Джеффри Боэм по сюжету Джорджа Лукаса, Менно Мейджеса и на основе персонажей, придуманных Джорджем Лукасом и Филиппом Кауфманом.
Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).
Оператор Дуглас Слокомб.
Премию «Оскар» получили Бен Бёртт, Ричард Хаймнс (монтаж звуковых эффектов).
На «Оскар» также номинировались Бен Бёртт, Гэри Саммерс, Шон Мерфи, Тони Дэу (лучший звук)
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм
Краткое содержание
Штат Юта, 1912-й год. Тринадцатилетний Индиана Джонс (Ривер Феникс), случайно натолкнувшись во время горного похода бойскаутов на шайку нелегальных искателей сокровищ под предводительством Федоры (Ричард Янг), только что нашедших легендарный крест Коронадо, пытается спасти реликвию. Неудача не останавливает будущего археолога — и много позже Индиана вернёт долг сполна. Новые же умопомрачительные приключения Джонса-младшего (Харрисон Форд) начнутся после того, как он получит дневник своего отца, профессора Генри Джонса (Шон Коннери, номинация на «Золотой глобус»), бесследно исчезнувшего в Венеции, где тот наконец-то набрёл на след разыскивавшегося, кажется, всю жизнь Святого Грааля.
Также в ролях: Денхолм Эллиотт (Маркус Броди), Элисон Дуди (Эльза), Джон Рис-Дэвис (Саллах), Джулиан Гловер (Уолтер Донован), Майкл Байрн (Фогель), Кеворк Маликян (Казим), Роберт Эдисон (рыцарь Святого Грааля), Алексей Сэйл (султан), Алекс Хайд-Уайт (молодой Генри), Айла Блэр (миссис Донован), Вернон Добтчефф (дворецкий).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.08.2015
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Мало кто не обратил внимания на приглашение Шона Коннери (хотя в качестве его возможной замены рассматривались кандидатуры Грегори Пека и Джона Пертви), благо что и сам Стивен Спилберг неоднократно упоминал в интервью, что Индиана Джонс появился на свет отчасти потому, что не удалось осуществить постановку фильма из «бондианы». Профессор Генри Джонс даже пользуется пистолетом Walther PPK! Но куда интереснее, что маститый актёр, накануне отмеченный премией «Оскар» за роль другого решительного и бесстрашного человека, всё-таки не идёт на поводу у стереотипных ожиданий публики, с иронией воплощая образ, скорее, типичного учёного-интеллигента на склоне лет. Именно профессора, и если не рассеянного профессора, то всё равно – далеко не такого лёгкого на подъём и готового в любой момент, оторвавшись от фолиантов, взять в руки оружие исследователя, как сын. Генри, конечно, по-прежнему не упускает случая приударить за привлекательной молодой женщиной и не теряется в критической ситуации, взбудораживая стаю чаек, чтобы сбить преследующий самолёт, или бросая нацисту в ответ на вопрос о содержании своего блокнота: «Там сказано, что таким слабоумным болванам, как ты, следует попытаться прочесть книги вместо того, чтобы их сжигать». Но ему, чувствуется, куда ближе убеждённость закадычного приятеля Маркуса Броди в том, что перо сильнее меча! Между прочим, к шлифовке сценария (особенно в части диалогов старшего и младшего Джонсов) был привлечён выдающийся английский драматург-постмодернист Том Стоппард.
Иными словами, третья часть отличается от предыдущих, особенно от второй, заслужившей упрёки в излишней натуралистичности и в уклоне в мрачный мистицизм, не только более легковесной и жизнеутверждающей интонацией, хотя1 Спилберг впечатляюще обрисовывает и тот ад, куда ненадолго занесло пилигримов. Кинодраматург Дэвид Боэм2 и режиссёр с удовольствием окунаются в атмосферу лихих приключений под землёй, на воде и в воздухе, на дирижабле, двухместном истребителе и громоздком танке, на Западе и на Востоке… И даже сразу на нескольких (современном, историческом, мифологическом) уровнях, сходящихся на фигуре легендарного рыцаря! От фильма к фильму Стивен сознательно наращивает интенсивность развёртывания событий, поражая умопомрачительными трюками и… остроумием – чего только стоит нечаянная встреча Джонса с самим фюрером! Но вместе с тем последний крестовый поход оборачивается гимном во славу разуму – неуёмному, жаждущему вечных истин, делающему всё, чтобы случайные преграды (например, в лице посланцев могущественного Третьего рейха) не помешали высшему интеллектуальному наслаждению от постижения Неведомого. Обращение в прологе к истокам будущих подвигов Индианы, который на поверку оказывается и не Индианой, принимает трогательный межпоколенческий характер, дополнительно подчёркивая важный мотив связи времён. Мотив духовной преемственности, а значит, бессмертия, для которого необязательно, выдержав опасные испытания, испить из Святого Грааля. Остаётся только порадоваться за авторов, потративших на съёмки «сиквела» солидную сумму ($48 млн.), которая вернулась огромными прибылями. Причём если в национальном прокате картина, собрав $115,5 млн., заметно уступила «Бэтмену», то по итогам демонстрации во всём мире ($494,8 млн.) – взлетела на вершину чарта.
.
__________
1 – Вероятно, под влиянием аналогичного эпизода из шедевра Лукино Висконти «Гибель богов» /1969/, причём участники массовки получили указание, выбрасывая правую руку в приветствии «Зиг хайль!», скрещивать за спиной пальцы на левой.
2 – За основу он взял идею Джорджа Лукаса и Менно Мейджеса, а ранее – зарекомендовал себя другими сценариями в спилберговско-лукасовском стиле.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Тумансина Н. Мальчик по имени «Река» // Ровесник. – 1994, № 6. – 7.
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 3. – С. 31.
Шепотинник Пётр. Индиана Джонс и десять заповедей // Искусство кино. – 1990, № 4. – С. 137-147.
Ненашева Ольга. Этот фантастический мир // Экран – детям. – 1990, № 05. – С. 13.
Мировое кино в лицах. Режиссёр Стивен Спилберг // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – 49-50.
Энциклопедия «Видео-Асс» // Видео-Асс. – 1990, № 1. – С. 41.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий