Интердевочка / Interdevochka / Interdevočka (1989)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Интердевочка» / «Intergirl» (международное англоязычное название), «Фрекен Танька» (название сценария), «Таня» / «Tanya» (рабочее название), «Проститутка» (рабочее название повести).
СССР, Швеция.
Продолжительность 151 минута.
Режиссёр Пётр Тодоровский.
Автор сценария Владимир Кунин по повести Владимира Кунина (без указания в титрах).
Композиторы Пётр Тодоровский, Игорь Кантюков.
Оператор Валерий Шувалов.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Эдвард Ларсен (Томас Лаустиола, озв. Александр Белявский), трудящийся в шведской фирме в Ленинграде, делает предложение руки и сердца Тане Зайцевой (Елена Яковлева, премия «Ника») — медсестре, которая подрабатывает валютной проституткой в гостиницах, где останавливаются иностранцы. Девушка готовится к отъезду на родину жениха, собирая необходимые документы. Таня не сомневается, что впереди — безоблачное будущее. Однако её мама, простая школьная учительница Алла Сергеевна (Лариса Малеванная, номинация на «Нику»), чувствует, что дочь не обретёт на чужбине счастье.
Также в ролях: Анастасия Немоляева (Лялька), Ингеборга Дапкунайте («Кисуля»), Любовь Полищук (Зина Мелейко), Ирина Розанова (Сима-«Гулливер», Серафима Аркадьевна), Мартиньш Вилсонс (Виктор), Торстен Валунд (Гюнвальд), Всеволод Шиловский (Николай Платонович), Зиновий Гердт (Борис Семёнович, главврач), Валерий Хромушкин (Володя), Игорь Ветров (Анатолий Андреевич Кудрявцев), Геннадий Сидоров (Женя), Татьяна Агафонова (Верка-Москвичка), Мария Виноградова (Сергеевна, медсестра), Игорь Сидоренко (Юрка Козлов), Сергей Бехтерев (официант), Борис Вельшер (Луиджи), Марина Гайзидорская (Нефёдова), Наталья Дрожжина (мама Ляльки), Игорь Ефимов (швейцар), Сергей Кошонин (таксист), Ментай Утепбергенов (японец), Алексей Золотницкий (японец, озв.), Анна Фроловцева (офицер ОВИРа), Наталья Щукина (Наташка-Школьница), Всеволод Ларионов (текст от автора, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.06.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Иногда «Интердевочку» ошибочно называют «первым советским фильмом, где была затронута тема продажной любви». Ничего подобного! Даже «Убитая жизнью» /1926/ (другое название – «Проститутка»), полностью посвящённая этому феномену, вновь расцветшему пышным цветом в условиях НЭПа, не была исключением. И разве можно забыть, допустим, колоритную Маньку Облигацию1 или публичную женщину Катьку-Наполеон, которая, согласившись по просьбе начальника опергруппы Ивана Лапшина помочь артистке провинциального театра, закатила непотребную сцену? Я уже не говорю о картинах, посвящённых зарубежным реалиям… Новизна Владимира Кунина, чья одноимённая повесть получила определённую, не без налёта скандальности известность после публикации в литературно-художественном журнале «Аврора», заключалась в обращении к быту, с позволения сказать, элитных представительниц древнейшей профессии. Причём Пётр Тодоровский и писатель, изучившие вопрос обстоятельно и по возможности беспристрастно (главным консультантом значится в титрах полковник И.И. Баталин), не отрицают наличия материальных благ, доступ к которым даровало оказание интимных услуг иностранцам, расплачивавшимся свободно конвертируемой валютой. Совсем наоборот: юная соседка и коллега Татьяны с «говорящим» именем Лялька восхищёнными глазами смотрит на её подруг, предлагающих купить (за сумму, равную жалованью медсестры за несколько лет) роскошную шубку из песца. И как-то совсем не удивляешься тому, что эффектная девушка последует заразительному примеру, «подцепив» состоятельного немолодого итальянца… Собственно, авторы сознательно прибегают к «крайней» (в хорошем смысле) ситуации – рассматривают случай, когда «интердевочка» получает то, о чём не смела и грезить, вытянув счастливый лотерейный билет в лице жениха из благополучной капстраны. И это – только завязка. Зайцеву (нет ли в фамилии ехидного намёка на желание героини проехать зайцем в поезде жизни?!) не ждёт, кажется, ничего, кроме благополучия и личного счастья.
Морализаторство в данном контексте неуместно. Директор школы, внушающий Алле Сергеевне, что не может позволить участие в обучении подрастающего поколения той, чья дочь покинула Родину, выглядит лицемером. Полные искренней боли слова мамы о Вертинском и Куприне, вплоть до смерти считавших решение эмигрировать трагической ошибкой, Таня вышучивает, намекая на героически преодолённые препоны, чинившиеся бюрократической машиной. Имеющая за плечами судимость Зина раздумывает покончить с постыдным ремеслом, Сима-«Гулливер» не оставляет надежд начать всё сначала, даже циничная «Кисуля» планомерно копит деньги – все они интуитивно понимают зыбкость подобного существования. Показательна и участь новой знакомой фру Ларсен, тоже выбравшейся за «железный занавес» (вступившей в фиктивный брак), а теперь – мыкающейся по сытой, безопасной, богатой Швеции. Какие у крошки из Москвы варианты мало-мальски нормально устроиться? Правильно, незавидные – связаться с криминалом (например, заняться контрабандой наркотиков). Но дело в конечном итоге не в том. Татьяна с подкупающей простотой объясняет матери, уверяющей, что и бедный может быть счастливым, что хочет элементарных вещей: дом, автомобиль, возможность купить в магазине (не втридорога у фарцовщика) любую понравившуюся шмотку, увидеть мир своими глазами. Ради этого стоит подороже себя продать. И вот судьба, словно по мановению волшебной палочки, одаривает таким шансом. Так что же? Заграничные реалии быстро наскучивают. Местное общество, включая хороших знакомых мужа, не принимает его жену из СССР. Доходы Эдварда по поверку оказываются не такими большими, а устроиться на приличную работу – тяжело. Единственным лучом света в тёмном буржуазном царстве становится, как ни парадоксально, встреча с земляком – простым советским человеком, скромным, совершенно равнодушным к западной мишуре дальнобойщиком. За всё рано или поздно приходится платить.
Режиссёр, с ранних же постановок зарекомендовавший себя тонким психологом, причём психологом социально ориентированным, потрясающе точен в деталях. Невесту с будущей тёщей не насторожила привычка жениха дотошно (на калькуляторе, несколько раз!) проверять правильность указанной в счёте за ресторан суммы – так что же потом удивляться его упрёку, что русские совершенно не умеют считать деньги? Или вспомним спор в больнице, когда представительница того, ещё довоенного поколения, раздосадованная устремлениями молодых да зелёных, резонно замечает, что при Сталине не было такого: «… да, жили мы бедно, но одной семьёй и честно». А лялькин спонсор-ухажёр трусливо скрывается, почувствовав, что запахло жареным, и предоставив хрупкой девушке самой спасать отравившуюся газом Аллу Сергеевну… Здесь даже не потребовалось озвучивать вывод – как у Карена Шахназарова в «Курьере» /1986/, где Иван (кстати, товарищ профессорской дочки Кати в исполнении Анастасии Немоляевой), даря приятелю дефицитное пальто, выдал мудрую сентенцию: «Носи и мечтай о чём-нибудь великом». Всё и так очевидно. За приверженность мещанским идеалам следует типично мещанская доля, разумеется, не отвечающая чаяниям русской души, смутное представление о которых даёт хотя бы народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья…»), становящаяся лейтмотивом фильма… Совсем скоро отечественный экран заполонят проститутки, содержанки, бандиты и прочие герои восстанавливающегося в правах капитализма, но ни одному из «чернушных» шедевров не удастся приблизиться к колоссальному (44 млн. зрителей на серию, хотя шведского партнёра «Мосфильма» постигло разорение) успеху постановки Тодоровского. Остаётся искренне сожалеть, что предостережение авторов (адресованное, заметим, не относительно немногочисленным тогда жрицам любви, а всем соотечественникам) против очарования благословенной заграницей, представлявшейся сущим раем на Земле, не было услышано. Расплата оказалась ещё трагичнее, чем у Золушки-интердевочки, слишком поздно, почуяв беду, сорвавшейся домой.
.
__________
1 – Володя Шарапов позже зло бросит в сердцах: «Знаешь, все кругом кого-то ловят, хватают, стреляют, шлюхи хохочут, засады…»
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Владимир Кунин. «Я устал от интердевочек, «Огонька» – буду писать сказки…» // Экран. – 1992, № 3. – С. 7.
Гульченко Виктор. Стокгольм слезам не верит // Искусство кино. – 1990, № 1. – С. 62-68.
Пинский Б. Почём фильм? От 100 до 10 000 // Советский экран. – 1989, № 13. – С. 12.
Михалёв В. Анкор, Ирина! Ещё Анкор! // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 08. – 14-16.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий