Исчезновение / Spoorloos (1988)

Исчезновение / Spoorloos (1988): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Без следа» / «Бесследно» (варианты перевода названия), «Человек, который хотел знать» / «L’homme qui voulait savoir» (Франция), «Исчезновение» / «The Vanishing» (международное англоязычное название).

Нидерланды, Франция.

Продолжительность 107 минут.

Режиссёр Георг Слёйзер.

Автор сценария Тим Краббе своему роману, автор адаптации Георг Слёйзер.

Композитор Хенни Вринтен.

Оператор Тони Кун.

Жанр: детектив, триллер

Краткое содержание
Саския Вагтер (Йоханна тер Стееге, премия «Феликс») обещает Рексу Хофману (Жене Бервутс), с которым приехала на автомобиле из Нидерландов во Францию, чтобы провести отпуск, не задерживаться в придорожном магазине и… бесследно исчезает. Поиски по горячим следам ничего не дают. Спустя три года Рекс по-прежнему не оставляет надежды узнать о судьбе пропавшей девушки, тем более что предполагаемый похититель периодически присылает открытки. И вот однажды преступник — Раймон Леморн (Бернар-Пьер Доннадье) — предстаёт собственной персоной.

Также в ролях: Гвен Экхаус (Линеке), Бернадетт Ле Саше (Симона Леморн), Таня Латарйет (Дениз), Люсиль Гленн (Габриэль), Рожер Суза (менеджер), Каролин Аппер (кассир), Пьер Форже (фермер Лоран), Дидье Руссо (тележурналист), Рафаэлина Гупилло (Жизель Марзен), Роберт Люсибелло (учитель), Давид Байл (Леморн в 16 лет).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.10.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Исчезновение / Spoorloos (1988): кадр из фильма
Ни о чём не подозревает

Георг Слёйзер родился – в 1932-м году – в Париже и тем не менее считается кинематографистом нидерландским, даже вопреки тому, что чаще предпочитает осуществлять постановки, заручившись поддержкой продюсеров сразу из нескольких стран. Минуло не одно десятилетие с выхода дебюта, прежде чем он завоевал международное признание – благодаря именно «Исчезновению», объявленному чуть ли не эталоном триллера по-голландски. Необычность этой экранизации романа «Золотое яйцо» /1984/ Тима Краббе заключается в граничащей с изощрённостью искусности изложения истории «преступления и наказания». Стержневое событие, породившее мучительную загадку, показано (в завязке и в финале) с двух точек зрения, а не увидено глазами только непосредственного виновника, каким являлся Родион Раскольников у Фёдора Михайловича Достоевского. Писатель (и, к слову, брат известного, в том числе по ролям, сыгранным за океаном, киноактёра Йеруна), в процессе работы над сценарием дополнительно усложнивший структуру повествования, оттолкнулся от подлинного происшествия, имевшего место во Франции, попавшего в газету. Причём, как ни забавно, впоследствии выяснилось, что туристка, бесследно исчезнувшая и на протяжении двух дней тщетно разыскивавшаяся полицией, жива-здорова: просто села не на тот автобус. А бурное художественное воображение уже нарисовало захватывающую картину дьявольского плана, реализованного добропорядочным на вид мужчиной – интеллигентом средних лет, остающимся до поры до времени неизвестным, не забывая распалять желание Рекса докопаться до истины… Не расстающийся с надеждой, продолжающий обклеивать объявлениями окрестные столбы, опрашивать потенциальных очевидцев, выступать по телевидению и т.д., Хофман не сможет зажить спокойной жизнью, пока не узнает о судьбе Саскии, и уже неважно – о судьбе счастливой или трагической.

Исчезновение / Spoorloos (1988): кадр из фильма
Всё ещё разыскивается

У режиссёра, по всей видимости, был особый расчёт, по своей изощрённости сравнимый со злокозненной затеей месье Лемморна. И необычное стилистическое1 решение резко усиливает эффект. На протяжении первой половины повествования, начиная с экспозиции, доминирует резкая, нервозно-расплывчатая, недосказанная манера, замечательно передающая тревожное душевное состояние Рекса. Последующие же события, напротив, вопреки всем ожиданиям, изложены с напускным спокойствием и рассудочностью. Вот и Раймон поначалу откровенно издевался над отчаявшимся бедолагой, наслаждаясь игрой ума, – а в итоге, объявившись собственной персоной, постарался предстать эдаким «сверхчеловеком». Вполне искренне признавая себя социопатом2, он рассказывает о совершённых поступках с достоинством, с позволения сказать, рядового человекобога, сотворившего бессмысленное и жестокое деяние с тем же безразличием, с каким ранее совершил подвиг – спас тонущую девочку. И всё-таки авторы не позволяют персонажу Бернара-Пьера Доннадье (выразительный актёр ранее изобразил, в частности, инспектора Фаржа в «Профессионале» /1981/ и настоящего Мартина Герра, возвратившегося домой), вознёсшись, очутиться в воспетом Фридрихом Ницше состоянии «по ту сторону добра и зла». Не дают развенчать и отринуть древнюю дихотомию, лежащую в основе человеческой морали. На поверку похититель производит впечатление жалкого двуличного тирана, возвёдшего в назначение всей жизни проверку дееспособности навязчивой идеи. Трагедия же, по Слёйзеру и Краббе, кроется в том, что притязания упитанного, самовлюблённого, с «дьявольской» бородой и неизменной ухмылкой на губах интеллектуала, вскормленного «обществом потребления» и чувствующего себя как рыба в воде в комфортной урбанистической реальности, не так уж беспочвенны. Бесследное исчезновение прежних нравственных устоев, объявленных обузой и попросту сброшенных с плеч, грозит человечеству, согласно символичной развязке, погребением заживо.

Исчезновение / Spoorloos (1988): кадр из фильма
Посмел заявиться

В заключении хотелось бы выделить ещё один важный философский мотив (между прочим, полностью исключённый из повторной экранизации, осуществлённой в Голливуде тем же Георгом). В первых кадрах Саския рассказывает избраннику о пугающем сне, в котором представляет себя и его в двух золотых яйцах, летающих в пространстве. Но ей, к сожалению, не хватит проницательности, чтобы усмотреть в том знак, посланный свыше (или, если угодно, из глубин подсознания) в надежде предупредить о грядущей беде. Внимательный зритель обязательно вспомнит в эпилоге о странных словах девушки, обратив внимание на овальную форму портретов Хофмана и Вагтер, помещённых в газете в качестве иллюстраций к заметке о том, что они пропали без вести. Интуиция дана людям, что и говорить, неспроста…

.

__________
1 – В первую очередь – визуальное, хотя Слуйзер не случайно лично выступил одним из монтажёров, постаравшись выдержать особый, держащий в напряжении ритм.
2 – Даже сообщая, что имел честь попасть в соответствующий раздел последних изданий медицинской энциклопедии!

Прим.: рецензия публикуется впервые


Римейк:
Исчезновение / The Vanishing (1993)


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+