Исчезновение / The Vanishing (1993)
США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Георг Слёйзер.
Автор сценария Тодд Графф по роману Тима Краббе.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: драма, фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Барни Кузинс (Джефф Бриджес), вынашивавший странную идею — похитить прямо среди бела дня незнакомую девушку, наконец-то осуществляет задуманное. Жертвой становится Дайан Шейвер (Сандра Буллок), путешествовавшая на автомобиле вместе с Джеффом Харриманом (Кифер Сазерленд), который после её необъяснимого исчезновения долго не прекращал поиски. Прошло три года. Джефф, мечтающий о карьере писателя, пытается убедить новую избранницу Риту Бейкер (Нэнси Трэвис), что смирился с утратой и готов начать жизнь сначала. Однако в этот момент на связь выходит Барни…
Также в ролях: Парк Оверолл (Линн), Мэгги Линдерман (Денис Кузинс), Лиза Айкхорн (Хелен Кузинс), Джордж Хирн (Арутр Бернард), Линн Хэмилтон (мисс Кармайкл), Гаррет Беннетт (полицейский на АЗС), Джордж Каталано (полицейский на шоссе), Фрэнк Жирардо (полицейский в квартире), Стивен Бриджуотер (телеведущий).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.10.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вообще-то второе по счёту, американское «Исчезновение» является не только «римейком» одноимённого нидерландского фильма 1988-го года выпуска в постановке того же самого режиссёра – Георга Слёйзера. Не следует упускать из виду, что оба кинопроизведения основаны на романе Тима Краббе1 «Золотое яйцо» /1984/ (между прочим, изданном на английском языке под названием The Vanishing именно в 1993-м), адаптацию которого на сей раз осуществил заокеанский сценарист и драматург Тодд Графф. Это лишний раз свидетельствует об универсальности саспенса как явления или, точнее, средства вовлечения зрителя в ход экранных событий, где бы и с кем бы они ни происходили.
По-моему, фильм должен произвести сравнительно сильное впечатление даже на ту часть аудитории, которая успела ознакомиться с оригинальной картиной и оценить её своеобычие. Знание стержневых сюжетных перипетий на удивление не снижает силу эмоционального воздействия, понуждая с не меньшим напряжением следить за душевными терзаниями и импульсивными поступками Джеффа. Сразу обращаешь внимание на то, что лишь фабула более-менее повторяет контуры знакомой интриги, в то время как социально-психологическое обрамление действия (не говоря уже о культурной насыщенности) – совершенно иное. А потому, наверное, нет смысла сокрушаться по поводу отсутствия утончённой атмосферы, получавшей сюрреалистический окрас, чуть ли не дословно иллюстрируя красивую метафору, придуманную писателем. Режиссёру грех было не воспользоваться уникальной возможностью и не добиться яркого… психоаналитического эффекта, учитывая, какой размах это явление (психоанализ) приобрело именно в США, став неотъемлемой частью повседневной жизни. И уже не требуется особых усилий для зримого (внешнего) преобразования быта, чтобы высветить алогичность бытия2. Заочное, а затем и непосредственное противостояние Харримана и Кузинса априори несёт характер борьбы, скажем так, неспокойного творческого, болезненного, ищущего – и рассудочного аналитического начал. Причём в прагматичном американском варианте, когда обе сферы используются прежде всего как способ избавления от внутренних комплексов, сублимирующихся либо в искусстве, либо – через стремление заполучить власть над чужим сознанием. Сверхзадачу замечательно уловили и актёры, хотя во время сеанса закрадывается крамольная мысль, что результат порадовал бы ещё сильнее, если б Джефф Бриджес и Кифер Сазерленд поменялись ролями.
И всё же основное отличие кроется в развязке. Собственно, искушённый кинематографист, родившийся во Франции, видел смысл в повторной постановке только в том случае, если радикально изменит финал. С одной стороны было очевидно, что местная зрительская аудитория не воспримет прежний, трагический, «несправедливый» исход, но с другой – примерно такая концовка рассматривалась в ранней версии сценария первой адаптации. Решение заставляет усмотреть потаённую насмешку над непробиваемым оптимизмом заокеанского общества и вместе с тем – позволило авторам сохранить неопределённость вплоть до заключительных кадров, что с точки зрения законов триллера предпочтительнее. Тем удивительнее, что новое «Исчезновение», обошедшееся в производстве в $20-23 млн., то есть на порядок дороже, чем оригинал, не вызвало коммерческого резонанса, принеся в национальном прокате лишь $14,5 млн.
.
__________
1 – Брата актёра Йеруна Краббе, получившего известность в родной стране, а затем – сделавшего неплохую карьеру в Голливуде.
2 – К слову, тенденцию доведёт до блеска и абсолюта маэстро Дэвид Линч в своём личном шедевре «Малхолланд Драйв» /2001/.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Оригинал:
Исчезновение / Spoorloos (1988)
Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Торжество законов Голливуда // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 20. – С. 23.
Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 12. – С. 31.
Одиноков Алексей. Сандра Буллок: приманка для зрителей // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 6-8.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий