Качая железо / Pumping Iron (1977)
Другие названия: «Качай железо» / «Накачивая железо» / «Накачивай железо» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 85 минут.
Режиссёры Джордж Батлер, Роберт Фиоре.
Автор сценария Джордж Батлер (концепция) на основе книги Чарльз Гэйнса и Джорджа Батлера.
Композитор Майкл Смолл.
Оператор Роберт Фиоре.
Жанр: документальный фильм, спортивный фильм
Краткое содержание
Майк Катц надеется одержать верх в соревнованиях за титул «Мистер Вселенная», в которых принимают участие культуристы-любители. К его огорчению, первое место присуждают Кену Уоллеру. Арнольду Шварценеггеру же предстоит шестой раз подряд отстоять титул «Мистер Олимпия», присуждаемый профессиональным бодибилдерам. Или удача улыбнётся его соперникам Лу Ферриньо и Франко Коломбо?
Также принимали участие: Мэтти Ферриньо, Виктория Ферриньо, Эд Корни, Серж Нубре, Робби Робинсон, Мэрианн Клер, Фрэнк Зейн, Дэвид ДюПри, Эдди Джулиани, Дэнни Падилла, Дэнни Гэйбл, Роджер Кэллард, Пол Грант, Билл Грант, Джон Айзекс, Чарльз Гэйнс (рассказчик-повествователь, озв.), Бад Корт (сцены удалены при монтаже).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.03.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Этот фильм по праву считается легендой в спортивной документалистике, будучи чрезвычайно интересным (и важным!) сразу по нескольким соображениям. В первую очередь картина стала (изначально задумывалась?!) подлинной визитной карточкой Арнольда Шварценеггера. Он уже тогда воспринимался живой легендой, поскольку пять раз подряд завоёвывал титул «Мистер Олимпия», и одно то, что авторы зафиксировали его триумфальный уход – нет, не из атлетизма как такового – из состязаний, придаёт действию запоминающуюся грустноватую тональность. Но дело даже не в этом. Арнольд, пока ещё толком не обзавёдшийся деловыми связями за пределами большого спорта (и сопутствующей индустрии рекламы), вроде бы ничего экстраординарного не делает: незлобиво шутит с аудиторией, делится в интервью воспоминаниями и соображениями о житейских превратностях, знакомит с профессиональными секретами. Однако публика (особенно та часть, что застала премьеру1) поражается не столько физическим данным прославленного культуриста, сколько незаурядному уму человека, точно знающего, чего и как хочет добиться и умеющего с ходу завоёвывать симпатии собеседников – превращающего в друзей всех, включая потенциальных соперников. Сегодня трудно доподлинно установить, что Шварценеггер говорил искренне, а что – следуя указаниям авторов, постаравшихся «драматизировать» действо, выстроив повествование на искусственно созданных конфликтах. Дескать, Кен Уоллер обошёл Майка Катца, Арни же мастерски (психологически) переиграл закадычного приятеля Франко Коломбо и упорно шедшего на вершину Лу Ферриньо. Чего только стоят признания бодибилдера в том, что из-за плотного графика тренировок не смог посетить похороны отца, от которых спортсмен-актёр впоследствии не раз пытался откреститься! Словом, «Качая железо» воспринимается важной вехой в карьере будущей «суперзвезды», позволяя и сегодня воочию убедиться, что причисление кумира к числу выдающихся self—made men – не выдумка журналистов.
Что же касается уровня выше, то постановка дебютантов Джорджа Батлера и Роберта Фиоре (между прочим, искушённый оператор, больше не бравшийся за режиссуру), работавших очень долго – почти два года – и упорно, мужественно преодолевая трудности материального свойства2, впечатляет ещё сильнее. Культуризм, получивший бурное развитие лишь одним-двумя десятилетиями ранее, остро нуждался не в пропаганде и популяризации, а в спокойном и вдумчивом художественном осмыслении. Точнее всех философию феномена раскрывает, безусловно, Шварценеггер, справедливо сравнивающий себя, соратников и их наставников со скульпторами, имеющими дело не с неодушевлённой материей (камнем, мрамором, бронзой и т.д.), а с человеческим организмом. Вместе с тем процесс «накачивания» мускулов требует незаурядной сосредоточенности и целеустремлённости (качеств чемпиона!), более того, готовности преодолевать себя, делая упражнения через «не могу», постоянно увеличивая нагрузку, строго придерживаясь специальной диеты. Во время сеанса зритель поневоле испытывает прилив энтузиазма, поражаясь настойчивости и воле к победе парней, отнюдь не кажущихся «выкованными» из железа – наоборот, воспринимающихся обычными людьми. Обычными, но нашедшими силы взять судьбу в свои руки. Такими и должны быть кинопроизведения о спорте: вдохновляющими, воодушевляющими, побуждающими закалять характер, развивать дух и тело. Любопытно, что успех проекта позже подвигнул Батлера приступить к созданию продолжения с подзаголовком «Женщины», посвящённого достижениям в атлетизме представительниц прекрасного пола. Небезынтересны и ленты, рассказавшие о самом процессе съёмок «Качая железо» и частично смонтированные из неиспользованного (а было отснято почти на сто часов проекции!) материала.
.
__________
1 – Когда знали в лучшем случае донельзя глупый фэнтези «Геркулес в Нью-Йорке» /1969/ и ироничную драму «Оставайся голодным» /1976/.
2 – В частности, первый из них в поисках средств на постановку участвовал в организации акций рекламного характера.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий