Калейдоскоп ужасов / Creepshow (1982)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Шоу ужасов» (вариант перевода названия), «Калейдоскоп ужасов» / «Creep Show» (вариант написания названия), «Калейдоскоп ужасов» Стивена Кинга» / «Stephen King’s Creepshow» (полное название).
США.
Продолжительность 120 минут (оригинальная рабочая версия – 130 минут).
Режиссёр Джордж Э. Ромеро.
Автор сценария Стивен Кинг по рассказам Стивена Кинга (без указания в титрах).
Композитор Джон Харрисон.
Оператор Майкл Горник.
Жанр: комедия, кинофантазия, фильм ужасов
Краткое содержание
Стэн (Том Аткинс, без указания в титрах), возмущённый тем, что сын Билли (Джо Кинг) читает всякую дрянь, отнимает у него комиксы под названием «Калейдоскоп ужасов», которые выбрасывает в мусорный бак. Это выводит отпрыска из себя — и тот начинает рисовать в воображении страшные картины мести родителю. Так начинается фильм, состоящий из пяти новелл: «День отца» (Father’s Day), «Одинокая смерть Джорди Веррилла» (The Lonesome Death of Jordy Verrill), «Пусть прилив тебя накроет» (Something to Tide You Over), «Ящик» (The Crate) и «Они наползают на тебя!» (They’re Creeping Upon You!).
Также в ролях: Айва Джин Сарасени (мать Билли), Марти Шифф (мусорщик), Том Савини (мусорщик), все – пролог и эпилог; Джон Лормер (Натан Грэнтэм), Вивека Линдфорс (Беделиа Грэнтэм), Элизабет Риган (Кэсс Блейн), Уорнер Шук (Ричард Грэнтэм), Эд Харрис (Хэнк Грэнтэм), Кэрри Най (Сильвия Грэнтэм), все – 1-я новелла; Стивен Кинг (Джорди Веррилл), Бинго О’Мэлли (отец Джорди / доктор), все – 2-я новелла; Лесли Нильсен (Ричард Викерс), Гэйлен Росс (Бекки Викерс), Тед Дэнсон (Гарри Уэнтуорт), все – 3-я новелла; Хэл Холбрук (Генри Нортап), Эдриенн Барбо (Вильма Нортап), Фриц Уивер (Декстер Стэнли), Дон Кифер (уборщик Майк), Роберт Харпер (Чарли Гересон), все – 4-я новелла; Э.Г. Маршалл (Апсон Прэтт), Дэвид Эрли (Уайт), все – 5-я новелла.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.11.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Говорят, Стивен Кинг и Джордж Э. Ромеро были добрыми друзьями задолго до того, как приступили к совместной работе, о чём давно мечтали. В результате прославленный писатель получил возможность проявить актёрское дарование, а в карьере режиссёра «Калейдоскоп ужасов» оказался единственной лентой, взметнувшейся в премьерный уикенд на вершину национального кинопроката. Да, за роль недалёкого и нечистоплотного бедолаги Джорди Веррилла – кладбищенского смотрителя, понадеявшегося задорого продать свалившийся с неба метеорит, а в итоге подцепившего какую-то иноземную заразу (покрывшегося зелёной плесенью), было бесполезно рассчитывать на премию «Оскар». И коммерческие результаты1 всё-таки не стали рекордными… Но картина всё же заслуженно получила «культовый» статус и, кстати, показала другим постановщикам («Кошачий глаз» /1985/, «Сказки с тёмной стороны» /1990/ и т.д.) пример того, как можно удачно и с юмором адаптировать рассказы некоронованного короля литературных ужасов в формате полнометражного кинофильма. Правда, справедливости ради заметим, что вовсе не они стали изобретателями самой формы киноальманаха пугающих, причудливых, фантазийных историй, в том числе – стилизованных под специфические комиксы.
Приглашение к сотрудничеству Джека Кеймена, художника профильного издательства E.C., радовавшего читателей ещё в 1950-е годы, помогло создать на экране требуемую атмосферу. Что же касается сегментов как таковых, самым удачным является, на мой вкус, третий по счёту – с названием «Пусть прилив тебя накроет». Маленькое прегрешение Гарри, соблазнившего супругу мистера Викерса, провоцирует состоятельного и, судя по всему, очень влиятельного мужчину на изощрённую месть любовнику и изменнице, но… кто сказал, что ему самому избежать кары? За актёрской дуэлью Лесли Нильсена и Теда Дэнсона, насытивших игру нотками «чёрного юмора» (непривычными для «звёзд», известных в основном по комическим ролям), наблюдаешь с удовольствием и… азартом. В принципе, мотив расплаты за содеянное в прошлом или творимое ежедневно зло так или иначе превалирует во всём «калейдоскопе», касается ли это отцеубийцы Беделии, поддавшегося алчности Джорди, сварливой Вильмы или магната Прэтта, доводящего конкурентов до суицида, наивно полагая, что удастся уберечься от внешнего мира в стерильном пентхаусе. Не так уж важно, кто послужит орудием возмездия: оживший покойник, пара утопленников, монстр с огромной челюстью или пронырливые тараканы… Важен итог. Важна мораль: не навреди ближнему своему. Если следовать этой логике, отпрыску тоже не пройдёт даром номер – измывательство над суровым (пусть даже излишне суровым) родителем при помощи куклы вуду… И страшно, и весело (местами), и со смыслом!
.
__________
1 – Впрочем, затраченные на производство $8 млн. с лихвой окупились, поскольку кассовые сборы составили $21 млн. (по другим данным – чуть меньше, $19,7 млн.).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. Стивен Кинг – король ужасов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 28-29.
Самсонов Георгий. Достопочтенные кинголюбы! // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 21. – С. 13.
Добавить комментарий