Камилла Клодель / Camille Claudel (1988)
Полнометражный фильм (премия «Сезар», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Камилла Клодель» / «Camille Claudel» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 175 минут.
Режиссёр Брюно Нюиттен (номинация на «Сезар» за лучший дебют).
Авторы сценария Брюно Нюиттен, Марилин Голден по книге Рене-Мари Пари, авторы диалогов Брюно Нюиттен, Марилин Голден, Миса Терами.
Композитор Габриэль Яред (номинация на «Сезар»).
Оператор Пьер Ломм (премия «Сезар»).
Премии «Сезар» также получили: Бернар Веза (художник-постановщик), Доминик Борг (художник по костюмам).
На «Сезар» также номинировались: Гийом Скяма, Доминик Эннекен, Франсуа Грул (звук), Жоэль Аше, Жанна Кеф (монтаж).
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама
Краткое содержание
Камилла Клодель (Изабель Аджани, премии «Сезар» и «Серебряный медведь» Берлинского МКФ, номинация на «Оскар») с нетерпением ждала оценки своих работ Огюстом Роденом (Жерар Депардье, номинация на «Сезар») — и тот действительно высоко отозвался о таланте начинающей скульпторши. Мадемуазель Клодель начала работать в мастерской Родена, став не только ученицей, но и его музой, моделью и любовницей. Однако отношения Камиллы и Огюста складывались далеко не безоблачно.
Также в ролях: Мадлен Робинсон (Луиза-Атанис Клодель), Лоран Гревиль (Поль Клодель), Филипп Клевено (Южен Бло), Катрин Бурман (Джесси Липскомб), Максим Леру (Клод Дебюсси), Даниэль Лебрун (Роза Бёре), Жан-Пьер Сентьер (Лиме), Роже Планшон (Морхардт), Аирэль Дозан (Луиза Клодель), Мадлен Мари (Виктуар), Ален Кюни (Луи-Преспер Клодель).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На счету выдающегося (получившего признание на Родине благодаря сотрудничеству с разными мастерами, в том числе с непримиримыми авангардистами, и даже принимавшего приглашения голливудских режиссёров) оператора Брюно Нюиттена было много фильмов с участием как Изабель Аджани, так и Жерара Депардье. А в мрачноватой, навязчивой, точно ночной кошмар, но отличающейся изысканным изобразительным решением криминальной драме «Барокко» /1976/ эти «священные чудовища» и вовсе составили тандем. Однако решение вновь свести их в своём режиссёрском дебюте диктовалось не только коммерческими соображениями, хотя фильм действительно оказался хорошо принят публикой, заняв в национальном прокате1 по итогам сезона шестое (сразу после более жизнерадостного «Баловня судьбы» /1988/) место с результатом 2,7 млн. проданных билетов. У той же Изабель история Камиллы стала продолжением давней и чрезвычайно важной (ключевой?) для актрисы темы – о судьбах женщин, на долю которых выпадали суровые испытания, способные сломать и довести до сумасшествия кого угодно. Прежде всего напрашивается параллель с образом Адели Г. – несчастной дочери Виктора Гюго, тем более что сам Роден упоминает о давнем замысле (вылепить бюсты двух великих писателей-соотечественников) и о трудноразрешимой творческой задаче: как выразить гениальность в чертах лица?..
Первая профессия Нюиттена, подразумевающая умение особым образом (что называется, кожей) чувствовать фактуру, позволила ему с поразительной лёгкостью проникнуть в суть исканий своих невымышленных персонажей. Широко известные работы из глины, гипса, камня, бронзы (жаль, что за хронологическими рамками сюжета осталась история создания «Мыслителя»!) предстают в новом свете, становятся ближе, позволяют лучше понять влияние на замысел самой эпохи. Кадры, когда Камилла упоённо творит, не обращая внимания на убогий быт или даже – выступает источником вдохновения для Огюста (вспомним озарение с третьей фигурой Адама в композиции «Врата ада»), отмечены печатью высокой поэзии, и мы с замиранием сердца, неотрывно следим за великим таинством. Однако радость творчества быстро, драматически быстро сменяют его, творчества, тяжкие муки.
Вряд ли Рене-Мари Пари (внучка по материнской линии Поля Клоделя и, соответственно, внучатая племянница Камиллы), чья биографическая книга, изданная в 1984-м году, была взята за основу, ориентировалась на гипотезу Чезаре Ломброзо о близости гениальности и помешательства. Огюсту искусство помогло в молодости преодолеть глубочайший кризис, вернуло интерес к жизни, но и для его избранницы – служит последним убежищем. Ухудшение её душевного состояния имело вполне конкретные причины, в первую очередь – непостоянство возлюбленного, не отважившегося порвать отношения с Розой. Аджани играет трагедию любви, обманутой, попранной и постепенно – принимающей крайнюю, гипертрофированную форму. В заключительной части повествования на мадемуазель Клодель, запершуюся в мастерской наедине с кошками2 больно смотреть, а бессвязные обвинения Огюста в краже идей и закулисных интригах наводят на мысли о прогрессирующей паранойе. И вроде бы никого не обвинить: ни Родена, ни членов семьи (несмотря на недовольство матери, отец всегда поддерживал искания дочери, и большое значение имели отношения с братом), ни агента, ни чиновников, ни критиков с журналистами, ни даже представителей высшего света, всё-таки признавших дарование. Но по завершении сеанса трудно отделаться от щемящего чувства высочайшей несправедливости, допущенной по отношению к Художнице, имевшей несчастье опередить время.
.
__________
1 – Да и за океаном компания-дистрибьютор Orion Classics добилась неплохих результатов ($3,3 млн. кассовых сборов).
2 – Настолько ушедшую в себя, что не замечает и… воду, залившую помещение после того, как Сена вышла из берегов.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Жмакин Сергей. История Изабель А. // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 12. – С. 16-19.
Жмакин Сергей. Что есть, а что не есть – вот в чём вопрос // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 55.
Компаниченко Г. Изабель Аджани: актриса и женщина // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 1. – С. 12-15.
Витальева Елена. Изабель Аджани. Президент с монархическим прошлым, или Королева в роли президента // Видео-Асс Премьер. – 1997, № 35. – С. 5.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий