Капитан Крюк / Hook (1991)
Другие названия: «Хук» / «Капитан Хук» / «Крюк» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 142 минуты.
Режиссёр Стивен Спилберг.
Автор сценария Джеймс В. Харт, Малиа Скотч Мармо по сюжету Джеймса В. Харта, Ника Касла на основе книг и пьесы Джеймса Мэтью Барри.
Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар» за оригинальную песню When You’re Alone на музыку Джона Уильямса и слова Лесли Брикасса).
Оператор Дин Канди.
Также на «Оскар» номинировалась Норман Гэрвуд, Гарретт Льюис (художник-постановщик), Энтони Пауэлл (художник по костюмам), Эрик Бревиг, Харли Джессап, Марк Салливан, Майкл Лантьери (визуальные эффекты), Кристина Смит, Монти Уэстмор, Грег Кэнном (грим).
Жанр: приключенческий фильм, комедия, семейный фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Преуспевающий бизнесмен Питер Бэннинг (Робин Уильямс) и не хотел бы лететь в Лондон с женой Мойрой (Кэролайн Гудолл), сыном Джеком (Чарли Корсмо) и дочкой Мэгги (Эмбер Скотт), в гости и на благотворительный вечер к бабушке Вэнди (Мэгги Смит), — но в этом случае рисковал совсем расстроить отношения с домочадцами. Однако в Англии происходит страшное: детей похищают, а на двери появляется записка с угрозой, подписанная капитаном Крюком (Дастин Хоффман, номинация на «Золотой глобус»). Вэнди рассказывает Бэннингу, что на самом деле он — тот самый, знаменитый Питер Пэн из книг сэра Джеймса Мэтью Барри, который, решив расти, полностью забыл о своих приключениях. Питер отправляется в Нетландию.
Также в ролях: Джулия Робертс (Динь-Динь), Боб Хоскинс (Сми / уборщик в Кенсингтон Гарденс), Лорел Кронин (Лайза, экономка Вэнди), Фил Коллинз (инспектор Гуд), Артур Малет (Тутлс), Исайя Робинсон (Покетс), Джейсен Фишер (Эйс), Данте Баско (Руфио), Рошан Хэммонд (Туд Батт), Макс Хоффман (Питер Пэн в 5 лет), Ребекка Хоффман (Джейн в пеьсе), Джейк Хоффман (игрок младшей лиги), Гвинет Пэлтроу (юная Вэнди), Гленн Клоуз (Гатлесс), в эпизоде Джордж Лукас (мужчина, целующийся на мосту, без указания в титрах), Кэрри Фишер (женщина, целующаяся на мосту, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.11.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Задолго до того, как приступить к съёмкам фильма, Стивен Спилберг делился с журналистами своими соображениями, почему хотел экранизировать знаменитые сочинения Дж.М. Барри. Но даже если не ознакомиться заранее с его воспоминаниями о первой (осуществлённой в 11 лет!) школьной постановке пьесы, со словами о том, что режиссёр «всегда ощущал себя Питером Пэном», «по-прежнему ощущает себя Питером Пэном» и вообще является «жертвой синдрома Питера Пэна»1, автобиографические мотивы «Капитана Крюка» кажутся вполне очевидными. При первой встрече с Динь-Динь Питер, цепляясь за здравый смысл, характеризует фею «фрейдистской галлюцинацией моей матери», а в довершение бросает в сердцах: «Я же никогда не принимал наркотики. Я пропустил 60-е. Я был бухгалтером». Признание, которое мог сделать (да и неоднократно делал) сам Стивен!
Впрочем, гораздо важнее, что тревоги и надежды авторов (включая Ника Касла, некоторое время надеявшегося осуществить постановку самостоятельно) оказались созвучны чаяниям миллионов американцев, поспешно поддавшихся на призывы рейганомики в ущерб традиционным семейным ценностям. Образ Питера Бэннинга, вечно опаздывающего из-за переговоров на важные события детей и устраивающего дуэли на сотовых телефонах2, видится собирательным. К тому же, Спилберг нашёл превосходных единомышленников в лице Дастина Хоффмана и Робина Уильямса, известных family men, с удовольствием включившихся в занимательную игру воображения. Не случайно центром интриги становится борьба Крюка и Пэна за неокрепшие детские души. Между прочим, все трое отказались от гонораров в обмен на 40% от кассовых сборов – и не прогадали! Обошедшийся в производстве достаточно дорого, в $70 млн., фильм по праву вошёл в число коммерческих лидеров сезона, принеся $119,6 млн. в национальном прокате и ещё $181,2 млн. – за рубежом.
Картину можно рассматривать в качестве удачного примера не просто осовремененной экранизации (формально – продолжения) классического литературного текста, остроумной вариацией на излюбленные темы и мотивы знаменитого писателя. «Капитан Крюк», хотя и вызвавший разочарование постановщика, не говоря уже о кинокритиках, отреагировавших на ленту преимущественно постными рецензиями, является программно постмодернистским произведением. Наряду с массой иронических отсылок к творчеству самого мистера Барри, якобы всего лишь жившего по соседству и записавшего подлинную историю, зрители с любопытством узнают, скажем, рок-певца Фила Коллинза в знаковой роли инспектора Гуда, а в воззвании пронырливого Сми (Боб Хоскинс уморителен!) к Нетландии – слышат издёвку над фирменным приветствием другого уильямсовского персонажа, ди-джея Эдриана Кронауэра, желавшего доброе утро многострадальному Вьетнаму. Главное же, фильм воспринимается зажигательным гимном во славу фантазии, способной в буквальном смысле творить чудеса, материализуя из ничего изысканные яства и позволяя участвовать в захватывающих дух приключениях. То, что для радикалов-шестидесятников осталось недостижимым идеалом, броским и не лишённым эпатажа лозунгом («Вся власть – воображению!»), было претворено в жизнь Спилбергом со товарищи без лишнего шума и особых усилий.
.
__________
1 – Полностью интервью, данное в 1985-м году, можно прочитать в книге Джозефа МакБрайда «Стивен Спилберг: биография» /1997/, Нью-Йорк: изд-во Faber and Faber, ISBN 0-571-19177-0, стр. 42–43.
2 – По тем временам – большая редкость и признак исключительного материального достатка (вспомним «Уолл-стрит» /1987/!).
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
«Хук» не оправдывает надежд // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 54.
Чикомасова Юлия. Детская сказка для взрослых // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 16-17.
Премьера. «Хук» // Анонс Ст. М. – 1992, № 6. – С. 6.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий