Карнавальная ночь / Karnavalnaya noch (1956)
Другие названия: «Карнавальная ночь» / «Carnival Night», «Карнавал в Москве» / «Carnival in Moscow» (международные англоязычные названия).
СССР.
Продолжительность 78 минут.
Режиссёр Эльдар Рязанов.
Авторы сценария Борис Ласкин, Владимир Поляков.
Композитор Анатолий Лепин.
Оператор Аркадий Кольцатый.
Жанр: комедия, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Серафим Иванович Огурцов (Игорь Ильинский), новый директор Дома культуры, берётся лично курировать подготовку важного мероприятия — торжественного и весёлого новогоднего представления. При этом «торжественное», согласно его замыслам, должно всецело доминировать над «весёлым» — иначе точно не получить одобрительных отзывов высокого начальства, направившего товарища Огурцова на ответственный участок общественной работы. Однако такой подход встречает яростное сопротивление в рядах молодых артистов-любителей во главе с Леной Крыловой (Людмила Гурченко), которой отведена в концерте ведущая партия.
Также в ролях: Юрий Белов (Гриша Кольцов), Георгий Куликов (Серёжа Усиков), Сергей Филиппов (Никодимов), Ольга Власова (Аделаида Кузьминична Ромашкина), Андрей Тутышкин (Фёдор Петрович Миронов), Тамара Носова (Тося Бурыгина), Геннадий Юдин (дирижёр оркестра), Борис Петкер (Николай Сидоров), Владимир Зельдин (Николаев).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.04.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Эльдар Рязанов вспоминал в «Неподведённых итогах» (Москва, издательство «Искусство», 1983) о том, как «весело» и «торжественно» снимался фильм. Оказывается, ему, начинающему режиссёру, пришлось уступить настойчивым просьбам Ивана Пырьева и – после четырёх попыток уклониться! – взяться на свою голову за постановку музыкальной комедии. А «Мосфильм» превратился в сущее поле битвы: от дискуссий с самим признанным комедиографом и противоборства с более опытными членами коллектива до отрицательного вердикта спешно созванного художественного совета. Но, главное, инициатором приглашения Игоря Ильинского выступил вовсе не Рязанов, «видевший» в роли Огурцова Петра Константинова…
Как бы то ни было, сегодня-то сделанный выбор кажется безошибочным, а высокая посещаемость (48,64 миллионов человек) сеансов и десятилетиями не остывающая любовь к картине публики – являются неоспоримыми фактами. Да и сам Иван Пырьев, рекомендуя Ильинского, исходил1, возможно, не только из соображений в том духе, что «при гротесковом, буффонном решении сила сатиры увеличивается». Выдающийся комический актёр эпохи «великого немого» остался в зрительской памяти по преимуществу в обличии Бывалова2. А точнее, создателем собирательного образа бюрократа по-советски, что он сам дополнительно подчеркнёт, озвучив роль Победоносикова в радиопостановке «Бани» Владимира Маяковского. И не просто «бюрократа по-советски», но – сформировавшегося при «культе личности» со всеми вытекающими последствиями. Тем важнее, думается, было продемонстрировать многомиллионной аудитории серьёзные метаморфозы, каким типаж подвергся уже в первые годы «оттепели». Вот и получается, что «Карнавальная ночь» остаётся куда более точным документом той недолгой, но яркой эпохи, чем иные «официальные» произведения, санкционированные чуть ли не лично Никитой Хрущёвым.
Разумеется, Огурцов по-прежнему наделён большими полномочиями, а нюансы в общении с отдельными важными начальниками косвенно свидетельствуют, что его усилия – всё-таки не личная блажь, всё-таки «кое-кем» и «кое-где» поощряются. Однако попытки во второй раз, уже в меньших масштабах и после того, как «поезд ушёл» (а точнее, уплыл гигантский тихоходный пароход), продемонстрировать неограниченную власть оказываются смехотворными. Ещё Карл Маркс предупреждал, что История потому и развивается столь нелепо, чтобы человечество, смеясь, расставалось со своим прошлым. Отсюда – всего шаг до привнесения в жизнь ощущения всеобщего праздника, тотального карнавала, не уступающего венецианскому и затеянного в ночь под Новый год, когда традиционно звучат пожелания с новым счастьем. Искромётные гэги в исполнении «весёлых ребят» из опять-таки нового, послевоенного поколения бесподобны. Как невозможно забыть и замечательные, греющие душу лирические моменты, в том числе – позволившие раскрыться незаурядному дарованию Людмилы Гурченко, вскоре заслужившей поистине всенародную любовь.
.
__________
1 – В противовес подопечному, уверенному в том, что «так называемая реалистическая сатира бьёт более точно, более хлестко, более полновесно».
2 – Из «Волги-Волги» /1938/ Григория Александрова.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Добавить комментарий