Карты, деньги, два ствола / Lock, Stock and Two Smoking Barrels (1998)
Другие названия: «Карты, деньги и два дымящихся ствола» / «Замок, отмычка, два ствола» (варианты перевода названия).
Великобритания.
Продолжительность 107 минут (режиссёрская версия – 120 минут).
Режиссёр Гай Ричи.
Автор сценария Гай Ричи.
Композиторы Дэвид Э. Хьюз, Джон Мерфи.
Оператор Тим Морис-Джонс.
Жанр: фильм действия, комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
Эдди (Ник Моран), не без оснований считающий себя виртуозом карточной игры, подбивает закадычных приятелей «Толстого» Тома (Джейсон Флеминг), «Мыло» (Декстер Флетчер) и «Бекона» (Джейсон Стэтхэм) собрать совместными усилиями сто тысяч фунтов стерлингов, необходимых, чтобы принять участие в партии, организованной Гарри Лонсдейлом по прозвищу «Топор» (Патрик Х. Мориарти). К несчастью для них, парень проигрывается в пух и прах — и даже остаётся должен криминальному авторитету… пятьсот тысяч фунтов, которые необходимо выплатить в течение недели. Кажется, что выхода нет — и друзья решаются на дерзкую акцию.
Также в ролях: Винни Джонс («Большой Крис»), Ленни МакЛин (Барри «Креститель»), Питер МакНиколл («Маленький Крис»), Стивен Макинтош (Уинстон), Стивен Маркус (Ник «Грек»), Фрэнк Харпер (Дог), Вас Блэквуд (Рори «Ломщик»), Николас Роу (Джей), Ник Марк (Чарльз), Чарльз Форбс (Вилли), Стив Суини (Планк), Стинг (Джей Ди), Алан Форд (Алан / рассказчик-повествователь), Вера Дэй (Таня), Мэттью Вон (яппи в машине).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.05.2021
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Печально известная тарантиномания продержалась сравнительно недолго (всего несколько лет), порадовав крайне немногочисленными открытиями и находками. Пожалуй, именно Гай Ричи оказался единственным кинематографистом, сознательно избравшим стилистику в духе заокеанского коллеги, однако сумевшим поразить подлинно оригинальной вариацией на заданную тему. Сегодня поспешные заявления о вторичности «Карт, денег, двух стволов» уже не покажутся убедительными. В фильме нет прямого подражания ни «Бешеным псам» /1992/, ни «Криминальному чтиву» /1994/ – есть развитие поисков. Дело даже не в том, что предложен «чисто английский» взгляд на убогие криминальные реалии Лондона, не исключающий язвительных комментариев по поводу истории Соединённого Королевства. «Да? И посмотри, что с ней стало», – ехидно бросает Эдварду один из товарищей в ответ на реплику о том, что «вся Британская империя была построена на чае». Вот и пресловутые антикварные ружья, похищенные парочкой недалёких домушников из роскошного особняка, служат напоминанием о некогда славном прошлом. Ричи и оператор Тим Морис-Джонс прибегли к любопытному изобразительному решению, дав понять, что приглушённые цветовые тона (с широким использованием сепии) замечательно отражают ту унылую, безотрадную, сумрачную атмосферу, в которой приходится жить-вертеться четверым закадычным приятелям. Им давно осточертели мелкие и, как водится, не вполне законные делишки – и так хочется разбогатеть. Лучше – баснословно и сразу.
Подобно тому, как Квентин подступился к истории рокового налёта на ювелирный магазин в рамках творческой лаборатории при кинофестивале «Сандэнс», начинающий режиссёр-сценарист для начала «обкатал» сюжет о закадычных приятелях в двадцатиминутном «Трудном деле» /1995/. Своеобразная проба пера, к слову сказать, неплохо знакомит с истоками замысла, однако развернуться по-настоящему Гай смог лишь в масштабах полнометражной киноленты. Экспериментируя с законами восприятия экранного времени, он выработал собственную систему художественных приёмов1, тщательно выдерживая в единой манере сюжетные линии с участием тех или иных персонажей. Персонажей – один колоритнее другого: от «Топора» Лонсдейла, забившего Смити Робинсона резиновым фаллоимитатором (прикрытием для незаконной деятельности Гарри служит репутация «Короля порно»), до сурового «Большого Криса»2, с младых ногтей приучающего сына к нелёгкому ремеслу взыскателя долгов. Однако разделённые, как бы параллельные миры в определённый момент пересекаются, подчиняя пульсацию сердец разных (до поры до времени – незнакомых друг с другом) людей общему ритму, что приводит к непредсказуемым, причём весьма парадоксальным, последствиям. Грубо говоря, Эдди со товарищи не могли и предположить, что отчаянная акция (из серии «обворуй вора» или «обмани обманщика») запустит цепь настолько невероятных – и кровавых! – событий, что остаётся развести руками. Случается же, мол, такое… Любопытно, что во всём этом кавардаке сохраняет невозмутимость и самообладание лишь Джей Ди, не воспринимающий всерьёз угрозы лишиться любимого бара. Стинг, сам начинавший с ролей бунтарей, очень выразителен в образе отца Эдди, твёрдо убеждённого в том, что жизнь однажды научит беспутного сынка уму-разуму.
Автор не упускает возможности извлечь из поведанной истории вполне ясную, как в басне, мораль. Если верить прессе, изначально развязка была иной: приятели заполучали в свои руки деньги, однако становилось понятно, что им не укрыться от «Большого Криса». Не удовлетворившись реакцией зрителей на тестовых просмотрах, Гай Ричи по-быстрому сочинил новый финал, остроумный и исполненный убийственной иронии – намеренно не проясняющий до конца, сумеют ли приятели сорвать-таки большой куш. Или судьба-индейка в очередной раз посмеётся над юными выскочками?! Галерея портретов людей, обретающихся обособленно (каждый заключён, фигурально выражаясь, в персональную пространственно-временную капсулу), воспринимается крайне необычным слепком с натуры – запечатлением антуража задворок современного мегаполиса. Вместе с тем режиссёр определённо не ограничивает себя задачей лишь поведать занимательную историю. В его трактовке (как и у того же Тарантино) индивиды, подчас демонстрирующие верх недальновидности и наивности, сколько бы ни верили в собственную гениальность, напоминают хорошо перетасованные карты в колоде. Если посчастливится, эти самые «карты» при раздаче сложатся в выигрышную комбинацию, обеспечив победу в крупной игре, где замешаны и деньги, и два ствола, по-прежнему исправно стреляющие… У кто-кто, а мы-то благодаря известной поговорке хорошо знаем, кому обычно везёт. Самим создателям фильма (Ричи и продюсеру Мэттью Вону), удача улыбнулась. Сравнительно скромный бюджет (£800 тыс.) многократно окупился, поскольку в мировом прокате кассовые сборы составили порядка $28,1 млн.
.
__________
1 – Хорошо запомнились, в частности, кадры преждевременного празднования (с обильным возлиянием алкоголя) квартетом исхода операции.
2 – Как и Джейсон Стэтхэм, дебютировавший на большом экране Винни Джонс, в прошлом профессиональный футболист, вскоре пополнит когорту кинозвёзд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий