Каспер / Casper (1995)
США.
Продолжительность 100 минут.
Режиссёр Брэд Силберлинг.
Авторы сценария Шерри Стоунер, Дианна Оливер на основе персонажей, придуманных Джозефом Ориоло.
Композитор Джеймс Хорнер.
Оператор Дин Канди.
Жанр: комедия, семейный фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Кэрриган Критенден (Кэти Мориарти) и её адвокат Пол «Дибс» Плуцкер (Эрик Айдл) с ужасом узнают от душеприказчика Рагга (Боб Стейн), что покойный отец женщины завещал почти всё своё состояние благотворительным организациям, а единственной дочери оставил ветхий замок, расположенный в городке Френдшип, штат Мэн. Хуже того, просторные помещения дворца облюбовало хулиганское Призрачное трио: Стретч (озв. Джо Найпот), Фатсо (озв. Брэд Гарретт) и Стинки (озв. Джо Аласки). Там же обретается Каспер (озв. Малачи Пирсон), мечтающий завести друзей и очень расстроенный тем, что привидения внушают людям страх…
Также в ролях: Девон Сава (Каспер МакФадден в живом обличии), Кристина Риччи (Кэйтлин «Кэт» Харви), Билл Пуллман (доктор Джеймс Харви), Эми Бреннеман (Амелия Харви), Гэретт Рэтлиф Хенсон (Вик де Филлиппи), Джессика Уэссон (Эмбер Уайтмайр), Чонси Леопарди (Ники), Дон Новелло (святой отец Гвидо Сардуччи), Фред Роджерс (мистер Роджерс), Уэсли Томпсон (мистер Кёртис), Дэн Эйкройд (охотник за привидениями), Джесс Харнелл (Арнольд, озв.), Клинт Иствуд (отражение в зеркале), Родни Дэнджерфилд (отражение в зеркале), Мел Гибсон (отражение в зеркале).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.05.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сеймур Райт и Джо Ориоло придумали замечательного персонажа, в характере которого заложен ярко выраженный парадокс. Привидение – и внезапно дружелюбное, больше всего на свете мечтающее найти близких по духу существ, подружиться хоть с кем-нибудь, кто готов ответить взаимностью на искреннюю доброжелательность. При этом Каспер выглядит… нонконформистом и почти изгоем в родной среде, поскольку прочие духи только и ждут наступления тёмного времени суток, чтобы отправиться пугать смертных. Вряд ли можно счесть случайностью возникновение такого культурного феномена аккурат после окончания кровопролитной Второй мировой войны, однако его популярность с годами ничуть не ослабла. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что наличествующий в образе потенциал драматического конфликта, очень интересно раскрывшийся в ранних короткометражках1, оказался исчерпан до обидного быстро. Последующие мультфильмы и мультсериалы заслуженно подвергались критике за схематизм, однотипность сюжетов и даже гэгов. Подозреваю, что те же самые соображения возникли у Стивена Спилберга, в свете повышенного ажиотажа вокруг «Черепашек-ниндзя» /1990/ задумавшего вернуть на экраны Каспера – но Каспера немного иного, с заново придуманной предысторией.
Жаль, что предложение осуществить постановку не принял Стив Бэррон, но ещё обиднее, что к работе так и не приступил Алекс Пройас, не сумевший преодолеть (незадолго до старта съёмок) творческие разногласия с продюсерами. Вместе с тем приглашение Брэда Силберлинга, чей опыт ограничивался исключительно телевидением, не обернулось катастрофой. Отнюдь! Помимо ощутимого коммерческого успеха ($287,9 млн. кассовых сборов при бюджете $55 млн.) он имеет полное право гордиться тем, что стал режиссёром первой в киноискусстве полнометражной картины с главным героем, созданным посредством компьютерной генерации изображения. Да, актёры2 впоследствии не слишком лестно отзывались о проекте, снискавшем неоднозначные отзывы. Лично мне упрёки в будто бы избыточной мрачности интонации кажутся преувеличением. Вот у Питера Джексона в «Страшилах» /1996/ – действительно обилие сарказма и «чёрного юмора», в «Каспере» же царит атмосфера безудержного озорства, доброй иронии, под занавес хватает и сантиментов.
Силберлинг с удовольствием включился в весёлую постмодернистскую игру, в которую вовлёк и самого Спилберга. Правда, Стивен обрадовался, узнав, что краткий фрагмент с его участием в окончательный монтаж не попал. Не знаю, насколько обосновано утверждение, что мелькнувшие в зеркале «звёзды» Клинт Иствуд, Родни Дэнджерфилд, Мел Гибсон являются олицетворением Призрачного трио (соответственно Стретча, Фатсо и Стинки), но другие ехидные намёки считываются хорошо. Сложно сдержать улыбку, заметив отражение Хранителя склепа (любителя поучительных баек) или узрев эйкройдовского доктора Стэнтза, просящего больше не беспокоить «охотников за привидениями», а американцы ещё и с радостью узнали святого отца Гвидо Сардуччи в исполнении Дона Новелло, засветившегося, в частности, в телешоу «Saturday Night Live». В меру отпущенных возможностей смешит британец Эрик Айдл. И что ещё важнее, «Каспер» прекрасно вписывается в череду блокбастеров «фабрики грёз» рубежа веков, в которых новейшие наработки в разных областях (от визуальных эффектов до драматургии) гармонично накладывались на яркие детско-подростковые впечатления будущих кинематографистов. Это не становилось поводом предаться тоске по прошлому, эксплуатировать ностальгические чувства зрителей или всего лишь познакомить со своими любимыми персонажами подрастающее поколение. Авторы честно стремились докопаться до сути запомнившихся на всю жизнь образов, порой выступая (то в шутку, то всерьёз) особого рода психоаналитиками – подобно доктору Джеймсу Харви, обещающему призракам помочь с завершением тех дел, что удерживают души здесь, на бренной земле. МакФэдден, умерший в детстве от пневмонии, навсегда остался двенадцатилетним, зато благодаря Кэтлин смог вновь почувствовать себя живым и даже познал нечто большее, чем дружбу, – любовь. На мой взгляд, достаточно глубокая и умная трактовка!
.
__________
1 – Особенно «Дружелюбное привидение» /1945/ и «Хорошо пугающие новости на сегодня» /1948/, в меньшей степени – «В гости к привидениям» /1949/.
2 – Начиная с Кристины Риччи, чья позиция (наряду со слабыми показателями двух недорогих приквелов, выпущенных на видео) заставила отступиться от идеи продолжения.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий