Комната / Room (2015)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», премию Европейской киноакадемии).
Другие названия: «Комната: мир Джека» / «Room: Le monde de Jack» (Канада).
Ирландия, Канада, Великобритания, США.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Ленни Абрахамсон (номинация на «Оскар»).
Автор сценария Эмма Донохью (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», премию Европейской киноакадемии) по своему роману.
Композитор Стивен Ренникс.
Оператор Дэнни Коэн.
Жанр: драма, триллер
Краткое содержание
Джой Ньюсом (Бри Ларсон, премии «Оскар» и «Золотой глобус») вот уже семь лет находится в заточении, будучи похищенной злоумышленником — неким Старым Ником (Шон Бриджерс). Там у неё родился сын по имени Джек (Джейкоб Трамбле). Отчаявшись вырваться на волю иным способом, женщина подговаривает мальчика притвориться мёртвым. Удастся ли дерзкий план побега?..
Также в ролях: Джоан Аллен (Нэнси), Том МакКэмус (Лео), Уильям Мэйси (Роберт), Венди Крюсон (ведущая ток-шоу), Мэтт Гордон (Дуг), Кэс Анвар (доктор Миттал), Аманда Брюгел (офицер Паркер), Джо Пинг (офицер Грабовски).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.03.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
По итогам опроса, проведённого в 2005-м году (спонсором выступила компания-производитель виски Jameson), в перечне десяти лучших ирландских фильмов оказались в том числе картины, снятые мастерами из-за рубежа: англичанином Аланом Паркером, американцем Джоном Фордом и другими. Леонард Иэн Абрахамсон тогда ещё не получил широкого признания, накануне дебютировав трагикомедией (трагифарсом?) «Адам и Пол» /2004/, однако вскоре – завоевал репутацию одного из ведущих кинематографистов родной1 страны. Ленни последовательно отдавал предпочтение личностям «маленьких людей», если не полностью выпадающим из общества, то по меньшей мере – остающимся где-то на обочине большой, насыщенной яркими событиями жизни. По иронии судьбы, по-настоящему громкий художественный (да и коммерческий, поскольку кассовые сборы составили $36,3 млн. при бюджете $13 млн.) резонанс вызвала «Комната», съёмки которой прошли за рубежом – в Канаде.
Эмма Донохью написала сценарий по собственному почину, прекрасно понимая, насколько выигрышен для экранизации одноимённый роман, опубликованный в 2010-м, выдвинутый на множество престижных наград и ставший бестселлером. Предложения поступили от нескольких режиссёров, но Абрахамсон оказался самым изобретательным, прислав пространное письмо, где привёл веские доводы, приложив «ходатайства» почитателей своего творчества. Новаторство подхода авторов заключается в том, что повествование в фильме ведётся не от лица жертвы – представительницы прекрасного пола, украденной жестоким мужчиной, как в «Коллекционере» /1965/ (кстати, по книге Джона Фаулза). Не от лица похитителя (какого-нибудь маньяка или просто типа с садистскими наклонностями) либо блюстителя закона, упорно, методично ведущего расследование. Даже не от лица безутешного родителя (блистательным примером здесь служат «Пленницы» /2013/), прилагающего неимоверные усилия, чтобы найти и спасти исчезнувших детей… Происходящее как бы увидено глазами ребёнка, проведшего в неволе (в гараже со стальной дверью с электронным замком, прочными стенами и стеклянным люком в крыше) всё время с рождения – получившего представления об окружающем мире исключительно из рассказов матери, телевизионных программ и прочитанных сказок.
Мне показался не очень убедительным с художественной точки зрения (а с позиций детской психологии, как минимум, настораживающим) эксперимент российского документалиста Виктора Косаковского, запечатлевшего в короткометражной ленте «Свято» /2005/ реакцию двухлетнего сына, впервые увидевшего в зеркале своё отражение. У Абрахамсона же близкий по смыслу эпизод по-настоящему пронзителен! Джой не стригла Джека по той элементарной причине, что Старый Ник забрал из комнаты острые предметы, однако мальчик искренне верил, что обладает (подобно библейскому Самсону) колоссальной силой, сокрытой в волосах, которыми с готовностью делится с мамой, попавшей в больницу после того, как неудачно попыталась покончить с собой. Нетрудно догадаться, в каком напряжении находилась женщина, почти потерявшая надежду выбраться живой и невредимой наружу, но, к счастью, не смирившаяся с участью, не отчаявшаяся, не опустившая руки. Вот только её душевные страдания не идут ни в какое сравнение с комплексом переживаний, свалившихся на неокрепшее, активно формирующееся («пластичное», по замечанию доктора) сознание, нуждающееся в адаптации к внешней среде не меньше, чем организм, не успевший выработать иммунитет, – к болезнетворной микрофлоре воздуха.
Донохью и Абрахамсон принципиально проходят мимо возможности уйти в стихию триллера, вообще сделать упор на саспенс. От похитителя, которого Джек видит через щели в дверцах шкафа, конечно, исходит угроза, однако режиссёр неслучайно исключил из финального монтажа (между прочим, рабочая сборка длилась свыше четырёх часов) многие сцены, где Ньюсом подвергалась физическому насилию. Даже невольно напрашивающиеся параллели с упоминаемым в диалогах графом Монте-Кристо (пятилетний узник тоже очутился вовне, притворившись мёртвым) не становятся залогом того, что во второй половине повествования фильм превращается в остросюжетный. Эмма, наверняка отталкивавшаяся от подлинных случаев (хотя и уверявшая, что прототипов как таковых не существовало), сосредоточилась на куда более важном аспекте. Вот и Абрахамсон, обнаруживающий редкостную чуткость при погружении во внутренний мир человечка (правда, талантливый Джейкоб Трамбле в момент съёмок был старше персонажа), всё-таки не ограничился изложением столь необычных судеб, закономерно спровоцировавших повышенный интерес у репортёров и ведущих телевизионных шоу, охочих до скандалов. Размышляя на сеансе над участью Джека, волей-неволей постепенно переключаешься на соображения философского толка, приходя к выводу, что каждый из нас однажды, так или иначе вынужден покидать (буквально и фигурально) замкнутое пространство – почти что выходить в открытый космос… Возможно, иногда действительно стоит вернуться в «комнату» (ныне разобранную на улики полицейскими экспертами), чтобы убедиться: то, что казалось домом, на самом деле выполняло функцию персональной тюрьмы. Избавившись от бремени прошлого, Джой с отпрыском наконец-то обрели свободу.
.
__________
1 – Он появился на свет в пригороде Дублина, хотя предки и по отцовской, и по материнской линии являлись выходцами из Восточной Европы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий