Конго / Congo (1995)
США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Фрэнк Маршалл.
Автор сценария Джон Патрик Шэнли по роману Майкла Крайтона.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Аллен Давио.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, детектив, научная фантастика
Краткое содержание
Доктор Карен Росс (Лора Линни), работающая в головном офисе TraviCom, соглашается отправиться в Конго, чтобы узнать о судьбе участников предыдущей экспедиции, включая Чарльза Трэвиса (Брюс Кэмпбелл) — сына руководителя компании Р.Б. Трэвиса (Джо Дон Бейкер) и своего жениха. Женщине повезло: в этот момент в те же места летят доктор Питер Эллиотт (Дилан Уолш), приматолог из Калифорнийского университета, и его ассистент Ричард (Грант Хеслов), которые намереваются выпустить на волю в джунгли подопечную — гориллу Эми (Мисти Росас и Лола Но, в титрах как Lorene Noh, озв. Шейна Фокс), освоившую язык жестов.
Также в ролях: Эрни Хадсон (капитан Монро Келли), Тим Карри (Херкермер Хомолка), Мэри Эллен Трейнор (Мойра), Стюарт Панкин (Бойд), Кэролайн Сеймур (Элеанор Роми), Адевале Акингуойе-Агбадже (Кахега, в титрах как Adewalé), в эпизодах (без указания в титрах) Делрой Линдо (капитан Ванта), Джо Пантолиано (Эдди Вентро).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.05.2020
Авторская оценка 3/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Помнится, фильм совершенно не понравился ещё в момент выхода на экраны – в середине 1990-х, но тогда в голове засела одна крамольная мысль. Одолевали сомнения, что такой глупый, местами – откровенно нелогичный (на грани вопиющего нонсенса!) сюжет не обделённый талантом сценарист Джон Патрик Шэнли позаимствовал без изменений у Майкла Крайтона, чья проза не раз служила основой для создания отличных кинопроизведений: от «Штамма «Андромеда» /1971/ до «Парка юрского периода» /1993/. Любопытство пересилило – и я, не без интереса ознакомившись с литературным первоисточником, пересмотрел картину свежим взглядом. Худшие опасения подтвердились: вину за неудачный результат (хотя и не в коммерческом1, а лишь в художественном отношении) следует всецело и полностью возложить на кинематографистов.
Писатель несколько увлекается, приводя пространные справки об открытиях в приматологии, о достижениях в электронике и в области геологии, о мифах и наблюдениях путешественников прошлого, поведавших о совершённых экспедициях в сердце Африки. Но в чём ему точно не откажешь, так это – в умении выдержать мощную интригу и в безукоризненно раскрытой мотивации поступков ведущих действующих лиц. Главное же, Крайтон прекрасно разбирался в механизмах функционирования капитализма, очень точно передав накал конкурентной борьбы в период, когда империализм трансформировался в то, что позже будет охарактеризовано при помощи термина корпоратократия. А что же в киноленте, выпущенной (отнюдь не вопреки чаяниям самого Майкла) в новых политэкономических условиях? Увы, ничего хорошего. Шэнли и Фрэнк Маршалл самонадеянно решили отказаться от лейтмотива (поиск местонахождения редкой разновидности алмазов наперегонки с японцами и западноевропейцами), ошибочно сочтя, что это потеряло актуальность. Зато введён никчёмный представитель бывшего социалистического блока – румын-авантюрист Херкермер Хомолка, мечтающий найти легендарный город Зиндж. Доктор Росс движима исключительно благородной целью – и даже уличает босса в цинизме, выбросив в наказание уникальный драгоценный камень. О Питере Эллиотте излишне и говорить…
Конечно, постановщик и кинодраматург оставили несколько придуманных беллетристом эффектных фрагментов, ради которых и стоит высидеть сеанс «Конго»: атака плывущих на резиновых лодках чужаков бегемотами, защита лагеря от существ, справедливо называемых Эми «плохими гориллами», и т.д. Однако в целом авторам не удалось добиться увлекательности хотя бы на уровне «Копей царя Соломона» /1985/ – киноверсии классического приключенческого романа Генри Райдера Хаггарда, в значительной мере служившего Майклу Крайтону, скажем так, отправной точкой. Как следствие, не производят особого впечатления даже спецэффекты, созданные командой профессионалов экстра-класса (из Industrial Light & Magic). Досаднее же всего, что столь разочаровывающего результата никак нельзя было ожидать от Фрэнка Маршалла, чьи первые опыты свидетельствовали о бесспорном режиссёрском даровании. Вероятно, чёрный континент не на всех оказывает благотворное влияние.
.
__________
1 – Удивительно, но общемировые кассовые сборы ($152 млн.) позволили легко окупить внушительный производственный бюджет в размере $50 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
«Конго» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 165.
Эшпай Валентин. В джунгли – с концами! // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 10-11.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий