Корабль пришельцев / Korabl prisheltsev (1985)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Корабль пришельцев» / «The Spaceship of Aliens» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 90 минут.
Режиссёр Сергей Никоненко.
Автор сценария Владимир Губарев.
Композитор Эдуард Артемьев.
Оператор Андрей Кириллов.
Жанр: драма, исторический фильм
Краткое содержание
Декабрь 1960-го. Несмотря на болезнь, Главный конструктор (Олег Табаков) лично курирует запуск беспилотного корабля-спутника с живым существом — собачкой по кличке Жучка — на борту. К несчастью, испытания проходят неудачно: в какой-то момент аппарат исчезает с приборов. Осталось очень мало времени, чтобы определить место, куда упал Шарик. Помогает случай: метеоролог Мангулов (Владимир Стеклов), ведущий наблюдения в районе Туры, телеграфирует Георгию Гришину (Сергей Никоненко), известному своими выступлениями об инопланетных цивилизациях, о том, что выдел приземление корабля пришельцев.
Также в ролях: Екатерина Воронина (Татьяна Зименкова), Райво Трасс (Арвид Палло), Валерий Гатаев (Комаров), Наталья Аринбасарова (жена Мангулова), Александр Новиков (Козлов), Алексей Ванин (секретарь горкома Туры), Яков Беленький (академик), Владимир Еремеев (заместитель Главного конструктора), Рудольф Панков (полковник), Николай Дупак (член правительства и ЦК КПСС), Людмила Иванова (пассажирка самолета).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.02.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм прямо-таки напрашивается на сравнение с «Укрощением огня» /1972/, несмотря на то, что постановка Даниила Храбровицкого вызвала заметный резонанс у нас в стране и не осталась незамеченной за рубежом, в то время как «Корабль пришельцев» прошёл в кинопрокате гораздо скромнее и, мягко говоря, не снискал восторженных отзывов критиков. Отчасти это объясняется принципиальной установкой. Сергей Никоненко, который в режиссёрских работах1 чаще продолжал излюбленную актёрскую линию, не стал прибегать к высокому пафосу – и вообще ставить перед собой целей вселенского масштаба. Авторы, грубо говоря, не претендовали на освещение всей истории космонавтики и ракетостроения в СССР или хотя бы – на полноту изложения фактов биографии легендарного конструктора Сергея Павловича Королёва, выведенного на экране даже не под вымышленной фамилией (Башкирцев), а вообще без, так сказать, паспортных данных. Намеренно взят «рабочий» момент – внештатная ситуация, по поводу которой приходится давать объяснения на высочайшем (партийно-правительственном) уровне, но без которой был бы невозможен последующий триумф. Лишнее свидетельство тому – приводимые в заключительных титрах слова Юрия Гагарина («Мой полёт стал возможен благодаря самоотверженному, героическому труду многих тысяч советских людей, и я всегда прошу помнить об этом»), отнюдь не кажущиеся дежурной любезностью.
Заголовок способен ввести в заблуждение – подобно тому, как метеоролог Мангулов принял спускаемый аппарат с приборным отсеком, не отделившимся по причине того, что не сработали пиропатроны, за НЛО, а его супруга (по-видимому, представительница одного из малых народов севера) и вовсе по такому поводу вспомнила… религиозные обряды предков. Однако в данном случае уместно вести речь о «реальной фантастике», если воспользоваться названием цикла передач, которые позже (уже в постсоветское время) Владимир Губарев будет вести на телеканале «Культура». Известный писатель, положивший в основу сценария те же самые факты, что нашли отражение в повести «Легенда о пришельцах», прозрачно намекает: само человечество вступило в такую фазу своего развития, когда плоды научно-технического прогресса подчас принимаются за образцы техники пришельцев. И всё же в первую очередь картина поражает иным, причём в данном отношении Никоненко абсолютно солидарен с Храбровицким. Не только специалисты, причастные к космической программе, и военные, но и чуть ли не сотни миллионов сограждан (вспомним, как большинство жителей Туры без промедлений откликается на просьбу секретаря горкома о помощи) готовы в едином порыве взяться за устранение преграды, возникающей на пути великого дела. И, допустим, журналистка Зименкова (между прочим, в исполнении Екатерины Ворониной, супруги Сергея) вызывается лететь в тайгу, чтобы сделать фотоснимки, а Гришин – идёт на риск для жизни, взрывая пиропатроны. В том и заключался стержневой секрет мощи Советского Союза, в том же, в достигнутом сплочении общества, с энтузиазмом бравшегося за решение сложнейших задач (и решавшего их), состояла и колоссальная историческая заслуга большевиков. Именно это, как легко догадаться, стало и центральной мишенью геополитических противников СССР-России, предлагавших нашему народу под видом отказа от коммунистической идеологии отринуть базовые духовные скрепы. Тогда, в канун «перестройки», к призыву художника помнить о главном и не размениваться на меркантильные, сиюминутные выгоды прислушиваться, увы, не захотели.
.
__________
1 – Сильнее всего приглянулась публике трагикомедия «Трын-трава» /1976/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Тирдатова Е. Успеют или не успеют? // Советский экран. – 1986, № 11. – С. 8-9.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий