Король говорит! / The King’s Speech (2010)

Король говорит! / The King’s Speech (2010): постерПолнометражный фильм (премии «Оскар», «Давид ди Донателло», «Гойя», номинации на «Золотой глобус», «Сезар», премию Европейской киноакадемии).

Другие названия: «Речь короля» / «Королевская речь» (вариант перевода).

Великобритания, США.

Продолжительность 118 минут.

Режиссёр Том Хупер (премия «Оскар», премия Европейской киноакадемии, номинация на «Золотой глобус»).

Автор сценария Дэвид Сайдлер (премия «Оскар», номинация на «Золотой глобус»).

Композитор Александр Деспла (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», премию Европейской киноакадемии).

Оператор Дэнни Коэн (номинация на «Оскар»).

Также на премию «Оскар» номинировались: Тарик Анвар (монтаж), Дженни Бивен (художник по костюмам), Пол Хэмблин, Мартин Дженсен, Джон Миджли (сведение звука), Ив Стюарт и Джуди Фэрр (художники-постановщики).

Также на премию Европейской киноакадемии номинировался Тарик Анвар (монтаж).

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм

Краткое содержание
К Лайонелу Лоугу (Джеффри Раш, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), выходцу из Австралии, считающемуся одним из лучших логопедов во всей Англии, обращается за помощью необычный пациент. Именно принц Альберт, Герцог Йоркский (Колин Ферт, премия «Оскар»), а не его старший брат Дэвид, Принц Уэльский (Гай Пирс), является, по всеобщему признанию, идеальным преемником действующего короля Георга V (Майкл Гэмбон). Главный и чуть ли не единственный недостаток наследника — трудности с речью, особенно ярко проявляющиеся при публичных выступлениях.

Также в ролях: Хелена Бонем Картер (Елизавета Боуз-Лайон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Фрея Уилсон (принцесса Елизавета), Рамона Маркес (принцесса Маргарет), Клэр Блум (Мария), Ив Бест (Уоллис Симпсон), Дженнифер Эль (Мёртл Лог), Дерек Джекоби (Космо Гордон Лэнг), Энтони Эндрюс (Стэнли Болдуин), Роджер Пэрротт (Невилл Чемберлен), Тимоти Сполл (Уинстон Черчилль), Эндрю Хавилл (Роберт Вуд), Эдриан Скарборо (диктор радио BBC).

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.03.2024

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Король говорит! / The King’s Speech (2010): кадр из фильма
Гордость нации

Этот фильм стал, вне всякого сомнения, главным сюрпризом сезона 2010-го года. Ещё солидный международный успех «Королевы» /2006/ и весьма скромное приятие публикой постановки «Буш» /2008/, осуществлённой Оливером Стоуном явно по рецептам Стивена Фрирза, провоцировали на неожиданный (крамольный?) вывод в том духе, что зрителям, в том числе американским, история британского монарха куда интереснее и важнее, чем судьба Президента США. Применительно к картине Тома Хупера можно смело говорить о триумфе, которого никак нельзя было ожидать от, казалось бы, очередной экранной биографии. Когда производственные затраты, составившие порядка £10 млн., оборачиваются кассовыми сборами в 15-20 раз больше1, а награды2 сыплются как из рога изобилия, одно это заставляет отнестись к произведению со всем возможным вниманием. Тем более что слухи о скандальности ленты, в первую очередь – о фривольности диалогов, на поверку оказались сильно преувеличены.

Король говорит! / The King’s Speech (2010): кадр из фильма
Один на один с микрофоном

Кинодраматург Дэвид Сайдлер признался журналистам, что давно мечтал поведать историю Георга VI, опираясь на яркие детские впечатления от тех вдохновляющих речей государя, которые слышал по радио в годы Второй мировой войны. Он письменно обратился за соответствующим разрешением к королеве-матери – и даже получил ответ с просьбой не приступать к реализации проекта при её жизни, поскольку воспоминания являются слишком болезненными. Однако уважение к личности венценосной особы проявилось не только в том, что пожелание было учтено и уважено. Мур и Сайдлер, реконструируя (настолько тщательно, насколько позволила кинематографическая специфика) хронологию событий и атмосферу, задались непростой целью показать помазанника Божьего достойным последователем великих предшественников – в эпоху, когда монархия уже безвозвратно утратила былое влияние. Действующий король Эдвард VIII, подводя итог спору с младшим братом, в шутку уличает его в стремлении узурпировать трон: «Очень по-средневековому». Да и тот факт, что первым заданием Лайонела для Берти стал знаменитый монолог Гамлета, по-своему знаменателен.

Король говорит! / The King’s Speech (2010): кадр из фильма
Спаситель монарха

Впрочем, подлинную философскую глубину фильм обретает в заключительной части повествования, выходя за рамки личной драмы, пусть превосходно переданной Колином Фертом. Попросив не прерывать кинохронику, накануне короновавшийся Георг VI с изумлением лицезрит выступление Адольфа Гитлера, воспламеняющего монолитную многотысячную толпу. И его грустные рассуждения о весьма странной роли, отводимой в современности порфироносцу, который не может сформировать Правительство, не может объявлять войну, не может по собственному усмотрению казнить и миловать – но без которого империя всё равно обойтись не в состоянии, уже не покажутся спорными или необоснованными. При определённых условиях личный недостаток способен обернуться сложностями в масштабах империи. Речь короля (всё-таки оригинальный заголовок точнее!) – не просто конкретное послание самодержца подданным, воодушевляемым в преддверии сурового испытания. По ассоциации вспоминается пролог из «Зеркала» /1975/ Андрея Тарковского, с документальными кадрами избавления пациента от заикания, – только теперь, в лице государя, уверенно могла заявить целая нация: «Я могу говорить!»

.

__________
1 – Причём, как минимум, треть из них приходится на Северную Америку!
2 – Включая «Оскары» в главных номинациях.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+