Королева бандитов / Bandit Queen (1994)

Королева бандитов / Bandit Queen (1994): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Пхулан Деви» / «Phoolan Devi» (Индия: название на хинди).

Великобритания, Индия.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Шекхар Капур.

Автор сценария Мала Сен по своей книге, автор диалогов Ранджит Капур.

Композиторы Нусрат Фатех Али Хан, Роджер Уайт.

Оператор Ашок Мехта.

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Пхулан Деви, выданная одиннадцатилетней девочкой (Сунита Бхатт) замуж, сбегает от супруга Путтилала (Адитья Шривастава), обращавшегося с юной женой очень грубо. Позже девушку (Сима Бисвас) пытаются изнасиловать и избивают представители клана Такур, а старейшины деревни возлагают всю вину на неё… Деви похищают члены шайки Бабу Гуджара (Анирудх Агарвал), однако Пхулан берёт под свою опеку Викрам Маллах Мастана (Нирмал Пандей). Так начинается криминальный путь женщины из низшей касты, вскоре получившей известность по всей Индии в качестве грозной «королевы бандитов».

Также в ролях: Раджеш Вивек (Мустаким), Рагувир Ядав (Мадхо), Асим Баджадж (член банды), Манодж Баджпаи (Ман Синх), Паллави Бхарти (девочка), Камиа Бхатт (Рукхмани), Пуран Бхатт (член шайки).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.06.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Королева бандитов / Bandit Queen (1994): кадр из фильма
Она не зла по природе

Этот фильм категорически не рекомендуется смотреть поклонникам (в основной массе – поклонницам) кинопродукции Болливуда. В данной связи особенно забавно, что ранние работы Шекхара Капура (например, «Необдуманный шаг» /1983/ и «Мистер Индия» /1987/) мало чем выделялись на фоне красочных, душещипательных, почти сказочных по своей сути произведений его коллег. Выход на экраны «Королевы бандитов» произвёл эффект разорвавшейся бомбы. Но если сама Пхулан Деви требовала запретить прокат картины, ссылаясь на недостоверность ряда фактов и спорность трактовки1, то гнев властей спровоцировала откровенность (можно даже сказать: демонстративная, вызывающая откровенность) показа насилия, в том числе сексуального. Доля истины в этом, признаем, наличествовала. Мала Сен, адаптировавшая в сценарий собственную книгу «Индийская королева бандитов: Подлинная история Пхулан Деви» /1993/, и режиссёр решительно не щадят чувства зрителей. Ни лишения, выпавшие на долю героини в детстве (купив юную жену, муж не церемонился с ней), ни более поздние испытания не замалчиваются. Вместе с тем авторов отнюдь не возникает желания обвинить в смаковании жестокости или, хуже того, в потакании низменным – садистским – помыслам отдельных зрителей.

Королева бандитов / Bandit Queen (1994): кадр из фильма
Попала к бандитам

И действительно… Речь не о том, чтобы морально оправдывать преступницу, прямо и косвенно повинную в гибели десятков людей, не говоря уже о разбое, похищениях ради выкупа и т.д. Особо жуткое впечатление производит рейд в деревню Бехмай, двадцати двум жителям которой (мужеского пола) пришлось заплатить собственными жизнями за то, что Пхулан удерживали там три недели, избивая, подвергая надругательствам и унижениям. Даже использованное Шакхуром клише (невольной свидетельницей расправы стала несмышлёная маленькая девочка, напуганная, ничего не понимающая, плачущая) видится уместным. Однако кинематографистам, кажется, и не нужно пытаться обелить многострадальную героиню, отомстившую безжалостному миру сполна – достаточно было правдиво, без стыдливых умолчаний поведать о том, что имело место.

Королева бандитов / Bandit Queen (1994): кадр из фильма
Настоящая королева

Представители индийских властей настаивали, что циркулировавшие среди бедняков истории о том, что Деви грабила лишь богатых и не только не трогала угнетённых и отверженных, но и делилась частью добычи, являются мифами – фантазиями о современной последовательнице Робин Гуда. Возможно, что и так, хотя огромная популярность фигуры «королевы бандитов», потому и сумевшей – в обмен на явку с повинной – выторговать себе и сообщникам сравнительно мягкие условия наказания, красноречива сама по себе. Вот только для Капура и Сен судьба Пхулан представляется пусть ярким, показательным, но всё-таки не исключительным случаем. Да, не каждая найдёт в себе силы бросить вызов и яростно начать мстить, но… разве можно считать «нормальной» ситуацию, когда единственная среда, где почти отсутствует деление на «низших» и «высших», – сообщества сбивающихся в шайки уголовных элементов?.. Прочих же существовавшее на протяжении веков, если не тысячелетий, положение вещей, похоже, устраивает. Но тогда нечего удивляться, что на острые социальные причины криминала (имущественное расслоение, вопиющая нищета и бесправие масс) накладывается специфика кастовой системы… Повествование обрывается в тот момент, когда Деви сдаётся правосудию, а в финальных титрах сообщается, что в 1994-м она вышла на свободу. Быть может, Шекхар, который, получив признание на Западе, снял несколько отличных исторических драм, когда-нибудь заинтересуется и последними годами жизни своей героини, добившейся заметных успехов на политическом поприще?

.

__________
1 – По имеющимся сведениям, претензии были отозваны после того, как ей уплатили в качестве отступного £40 тысяч.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Ветрова Татьяна. Неделя международного кино в Вальядолиде // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 25. – С. 5-6.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+