Корпорация «Святые моторы» / Holy Motors (2012)
Другие названия: «Святые моторы» /«Священные моторы».
Франция, ФРГ.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Лео Каракс.
Автор сценария Лео Каракс.
Композитор Каролин Шампетье.
Оператор Нелли Кветтье.
Жанр: драма, кинофантазия
Краткое содержание
Месье Оскар (Дени Лаван), сев в лимузин, узнаёт от личного шофёра Селин (Эдит Скоб) о том, что на сегодня запланировано девять встреч. Это будет перевоплощение в нищенствующую старушку, брачные игры с кибер-женщиной (Злата), похищение фотомодели Кэй М (Ева Мендес), отцовские наставления дочери (Настя Голубева-Каракс), убийства двойника Тео и банкира, прощание умирающего старика Вогана с племянницей и, наконец, мимолётное свидание с бывшей возлюбленной (Кайли Миноуг).
Также в ролях: Дени Лаван (месье Оскар / банкир / нищенка / кибер-мужчина / месье Мерд / отец / аккордеонист / убийца / убитый / умирающий старик / человек у себя дома), Элиза Ломо (Леа / Элиза), Жанна Диссон (Анжела), Мишель Пикколи (человек, навещающий Оскара в лимузине), Лео Каракс (спящий / озв. лимузин, в титрах как LC).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 05.02.2013
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Лео Караксу ещё грех жаловаться на «низкую» (чуть более 100 тысяч человек) посещаемость фильма даже в Родной Франции! Редкий нормальный человек, необязательно пришедший в кинотеатр в поисках развлечения, досидит до третьей так называемой встречи месье Оскара, а те, кто, собрав волю в кулак, из принципа не покинут зал, пока не зажжётся свет, разочаруются ещё сильнее – и непременно поведают о впечатлениях знакомым. Да и подготовленные зрители не раз помянут во время сеанса недобрым словом французского режиссёра-сценариста, который демонстративно поглощён безупречной красотой формы – самим процессом того, что и как показывает, не заботясь о содержании излагаемой истории. Собственно, нечто в таком духе заявляет, сняв одну маску и не успев надеть другую, и главный герой солидному пожилому мужчине (заказчику? работодателю?), интересующемуся, что же тем движет. Каракс оказывается, с позволения сказать, смелее Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, поскольку, следуя в русле предшественников, ловко избавляется от всех возможностей рационального истолкования фильма и одновременно – обманывает ожидания всякий раз, как только настраиваешься на обожаемую сюрреалистами «логику» сна или бреда.
Можно ли считать туманный намёк в прологе с пробуждающимся спящим (в исполнении самого Лео!) ключом к пониманию произведения – подобно стилизованной экспозиции в «Малхолланд драйв» /2001/? Безусловно, тем более что образы Каракса, использовавшего отрывок из «Толпы» /1928/ Кинга Видора, тоже прочитываются аллюзией на платоновский миф о пещере. А можно ли, напротив, счесть ленту бытовой зарисовкой одного дня из жизни месье Оскара, всего лишь привычно исполняющего работу? Автор не опровергает и это, якобы прибегая к сильному и не такому уж редкому1 повествовательному приёму – намеренно не раскрывая смысл происходящих, кричаще странных событий. С той разницей, что финальный ироничный аккорд (разговор лимузинов, поставленных на ночь на стоянку «Священных моторов»), вопреки ожиданиям, также ничего не проясняет. Или перед нами – череда произвольных сценок, своего рода кинематографических набросков с натуры? Тоже не исключено, хотя артист явно занят делом – и даже жалуется солидному гостю, что камеры стали совсем миниатюрными. Или?..
Перебирать варианты можно бесконечно долго – и даже остаётся вероятность, что случайным образом угадаешь истинные намерения кинематографиста. Конечно, эстетические игры Каракса, в которых любые, в том числе самые серьёзные и волнующие, проблемы и явления (от нищенства до самой смерти) оборачиваются – при потрясающей достоверности2 всякий раз имитируемых артистом эмоций – пошлым маскарадом, полностью укладываются в постмодернистскую парадигму. Его просчёт, на мой взгляд, заключается в том, что, смутно догадываясь о законах окружающего мира и восприятия этого мира человеческим сознанием, Лео катастрофически не знает, как донести свои идеи до зрителя. Или не хочет знать… И вместо основательной разработки нового киноязыка, как у того же Линча, довольствуется развенчанием привычных нарративных приёмов, закономерно получая в ответ равнодушное недоумение.
.
__________
1 – Достаточно вспомнить «Пределы контроля» /2009/ Джима Джармуша или телесериал «Остаться в живых».
2 – Было бы сложно обойтись без актёра-талисмана Дени Лавана, хотя он уже исполнял похожую партию в «Мистере Одиночество» /2007/ Хэрмони Корина.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий