Космополис / Cosmopolis (2012)
Канада, Франция, Португалия, Италия.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Дэвид Кроненберг.
Автор сценария Дэвид Кроненберг по роману Дона ДеЛилло.
Композитор Ховард Шор.
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: драма
Краткое содержание
Эрик Паркер (Роберт Паттинсон), сколотивший миллиардное состояние на биржевых спекуляциях, узнаёт о непредвиденных колебаниях курса юаня, грозящих баснословными убытками. Неожиданно он заявляет сотрудникам персональной службы охраны, что намерен посетить парикмахерскую, находящуюся в другой части Нью-Йорка, — невзирая ни на какие препятствия, будь то беспрецедентные меры безопасности в связи с передвижением кортежа Президента США, массовые уличные беспорядки или угрозы в свой адрес…
Также в ролях: Сара Шэдон (Элайза Шифрин), Пол Джаматти (Бенно Левин), Кевин Дюранд (Торвал), Абдул Айула (Ибрагим Хамаду), Жюльет Бинош (Диди Фаншер), Джей Барушель (Шайнер), Матьё Амальрик (Андре Петреску).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.02.2013
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Постановкам Дэвида Кроненберга последних десяти-пятнадцати лет (каким-то в большей степени, каким-то – в меньшей) свойственны заметная коммерциализация и уклон в зрелищность или же, если сказать деликатнее, учёт интересов достаточно широкой зрительской аудитории. «Космополис» знаменует его возвращение в авангардистский кинематограф, и в этом смысле участие фильма в конкурсе Каннского МКФ является вполне логичным. Другое дело, что жюри киносмотра, если судить хотя бы по названиям главных лауреатов (простым, но всеобъемлющим: «Любовь» и «Реальность»), затронутая канадским мастером проблематика показалась неактуальной… Или же дело – в избранной стилистике?
Это может показаться странным. Не прошло и пяти лет с момента издания (в апреле 2003-го), а книга признанного1 американского писателя, драматурга и эссеиста Дона ДеЛилло приобрела острую злободневность в свете разразившегося финансового кризиса. А когда на лимузин Эрика совершают нападения демонстранты, нанося краской на стёкла надписи и знаки и угрожая перевернуть роскошный автомобиль, в памяти мгновенно вспыхивают кадры телевизионной хроники с акциями антиглобалистов и участников движения «Захвати Уолл-Стрит». Однако Кроненберг (между прочим, написавший сценарий всего за шесть дней) придаёт атмосфере навязчивое сюрреалистическое звучание. Если и проводить параллели (как это было сделано применительно к литературному первоисточнику) с «Улиссом» Джеймса Джойса, то – с непременной поправкой на постмодернистское мироощущение, доверяющее внутренней, замкнутой в человеческом сознании Вселенной не больше, чем объективной реальности. Сразу не сомневаешься в том, что жалкая попытка Паркера дать волю ностальгии, посетив знакомую с детства парикмахерскую, не выльется ни в какое возвращение к истокам или обретение утраченного «я». Эрик рассуждает о глобальных тенденциях финансовых рынков, словно речь идёт об увлекательной головоломке, отстранённо взирает на разразившийся за окном кавардак, сохраняет невозмутимость, предаётся ли интимным утехам, проходит врачебный осмотр или… опробует пистолет телохранителя – прямо на нём. Полно, Паркер уже и не человек, а гражданин несуществующего Космополиса – и даже наименование является обманом, неправомерно заимствуя греческое понятие, в которое эллины вкладывали совсем иное значение, противопоставляя космос хаосу.
Самое забавное заключается в том, что кинематографистам удалось собрать солидный (во всяком случае – достаточный для приглашения ультрамодного актёра Роберта Паттинсона) бюджет в размере $20,5 млн.2 во многом благодаря поддержке Эдуарда Карманьяка. Французский магнат и биржевой спекулянт уверял, что увидел в главном герое романа Альтер-эго, – но его поддержка не могла не ограничить критическое звучание готовящейся экранизации. Кроненберг предотвратил потенциальный «творческий» конфликт с иронией, переиначив Маркса и Энгельса: «Призрак бродит по миру. Капитализм». Главное же, постарался выйти за грубую конкретику, вознамерившись обратиться к основе основ. В «Космополисе» в новом обрамлении звучит излюбленный мотив кинематографиста – о стремительном скатывании мира в виртуальность. В абстракцию такого уровня, что и знаменитая декартова максима («cogito ergo sum») уже не кажется убедительной. При этом сам Дэвид старается сохранить элементарный здравый смысл, вскрывая абсурдность протекающих процессов: от озвученной в эпиграфе гипотезы об использовании крыс в качестве валюты до обескураживающей в своей нелепости развязки. Вот только, в отличие от случая с его предыдущими работами («Видеодром» /1983/, «Обед нагишом» /1991/, «эКЗистенЦия» /1999/), сеанс «Космополиса» завершаешь с ощущением, что автор не смог сохранить чистоту взгляда стороннего наблюдателя, внутренне приняв правила изобличаемой игры.
.
__________
1 – Правда, почему-то почти не привлекавшего внимания кинорежиссёров прежде.
2 – Кстати, в кинопрокате – не окупившийся, поскольку общие кассовые сборы оцениваются в $6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий