Козерог-1 / Capricorn One (1977)
Другие названия: «Козерог Один» / «Козерог 1» (варианты перевода названия).
США, Великобритания.
Продолжительность 123 минуты.
Режиссёр Питер Хайамс.
Автор сценария Питер Хайамс.
Композитор Джерри Голдсмит.
Оператор Билл Батлер.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Чарльза Брубейкера (Джеймс Бролин), Питера Уиллиса (Сэм Уотерстон) и Джона Уокера (О. Джей Симпсон), долгое время готовившихся к полёту на Марс, в последний момент снимают с борта космического корабля «Козерог-1» под предлогом возникновения внештатной ситуации. Доктор Джеймс Келлоуэй (Хэл Холбрук), ответственный за программу, объясняет астронавтам, что у НАСА, вопреки официальным заявлениям, нет технических возможностей успешно осуществить миссию — и что правительством было принято решение о фальсификации экспедиции. Удастся ли грандиозная афера?
Также в ролях: Эллиотт Гулд (Роберт Колфилд), Бренда Ваккаро (Кей Брубейкер), Карен Блэк (Джули Дринквотер), Телли Савалас (Олбейн), Дэвид Хаддлстон (конгрессмен Холлис Пикер), Нэнси Малоун (жена конгрессмена), Дэвид Дойл (Уолтер Лафлин), Роберт Уолден (Эллиот Уиттер), Ли Брайант (Шэрон Уиллис), Джим Сиккинг (человек из комнаты контроля), Алан Фадж (ответственный за связь с модулем), Хэнк Стол (генерал Эндерс), Крис Хайамс (Чарльз Брубейкер-мл.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.01.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В одном из выпусков сатирического журнала «Огонёк», в рубрике «Нарочно не придумаешь», поместили фотографию афиши, на которой красовалось название зарубежного фильма – «Козий рог 1». В сознании горе-художника, создававшего рекламные материалы, видимо, смешались названия двух разных кинопроизведений: болгарской драмы (на историческом материале) «Козий рог» /1972/ и американско-британского «Козерога-1». Постановка Питера Хайамса пользовалась в СССР, разумеется, гораздо большим зрительским спросом, чем шедевр Методи Андонова, сложный по киноязыку, даже если в сезоне 1980-го и уступила (с результатом по 22,4 млн. зрителей на серию) отечественным лидерам проката. Между тем нет ничего удивительного, что и за океаном картину встретили с энтузиазмом1. Питер Хайамс, написавший сценарий ещё в 1972-м году, долго не мог заинтересовать кинокомпании, однако тут как нельзя кстати изменился политический климат. По воспоминаниям режиссёра, Лью Грейду хватило пяти минут, чтобы, выслушав предложение, ответить согласием.
«Козерог-1» хорошо вписывается в волну голливудских фильмов о теориях заговора. Неслучайно же спасителем Чарльза Брубейкера, преследуемого правительственными убийцами, становится журналист Роберт Колфилд2, которому редактор ставит в пример не кого иного, как Боба Вудворда и Карла Бернстейна – инициаторов Уотергейтского скандала, выведшего на чистую воду «всю президентскую рать». Питер реконструировал на экране гипотетическую ситуацию с фальсификацией миссии на Марс, но реконструировал настолько ловко, с такими очевидными, прямо-таки напрашивающимися параллелями с космической программой «Аполлон», что тем самым – внёс, пожалуй, наиболее солидный (среди кинематографистов) вклад в аргументацию противников официальной версии. О чём говорить, если о ленте Хайамса упоминает даже российский публицист Юрий Мухин в книге «АнтиАполлон. Лунная афера США» /2005/!.. Причины грандиозной мистификации излагаются чётко и без затей: репутационные риски сверхдержавы, потратившей колоссальные ресурсы – двадцать четыре миллиарда долларов. При этом доктор Келлоуэй, уверяя, что беспокоится о безопасности астронавтов (системы жизнеобеспечения не отвечают предъявленным требованиям), откровенно лжёт, поскольку членов экипажа заранее приговорили. Если б товарищи не попытались сбежать, шансов уцелеть не было бы ни у кого из троих…
Руководство НАСА наверняка пожалело о том, что благодаря личным связям продюсера Пола Н. Лазаруса III с космическим агентством Futureworld съёмочная группа получила доступ к подлинному оборудованию, включая лунный модуль корабля «Аполлон». Но заслуги режиссёра-сценариста всё-таки не исчерпываются, скажем так, обличительной силой фильма. Хайамс, даже рискуя отвлечь внимание аудитории от затронутой проблематики, удачно вводит зрелищные эпизоды. Особенно мощное впечатление производит кульминационная погоня пары небольших вертолётов за двухместным бипланом, которым управляет авиатор в колоритном исполнении Телли Саваласа – скряга, зато ас и отчаянный малый. Питер ещё не раз обратит взор на необъятные просторы Вселенной – да и к другим темам научной фантастики проявит неподдельный интерес.
.
__________
1 – При бюджете порядка $4,8-5 млн. прокатная плата составила $12 млн.
2 – Публика не без удовольствия отметила про себя, при каких обстоятельствах встретились бывший и нынешний мужья знаменитой Барбры Стрейзанд.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий