Красный гаолян / Hong gao liang (1987)

Красный гаолян / Hong gao liang (1987): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Красный гаолян» / «Красное сорго» / «Red Sorghum» (международное англоязычное название).

Китай.

Продолжительность 91 минута.

Режиссёр Чжан Имоу.

Авторы сценария Чэнь Цзианью, Вэй Чжу по произведению Мо Яня.

Композитор Чжао Цзипин.

Оператор Гу Чанвэй.

Жанр: драма, исторический фильм, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Юную девушку, ласково прозванную Девяточкой (Гун Ли), бедный отец выдаёт замуж за состоятельного владельца винодельческой артели, неизлечимо больного проказой. Совсем скоро она становится вдовой и наследует состояние. Девушка не желает изображать из себя строгую хозяйку, организовав труд по справедливости. Работникам артели сопутствует везение: вино из красного гаоляна становится знаменитым на всю округу, а у самой Девяточки рождается сын (Цзи Лю) от импульсивного и храброго Юй (Цзян Вэнь). Однако счастливое время резко обрывается с приходом японских оккупантов.

Также в ролях: Тэнь Руцзюнь (дядя Люохань), Цзи Чуньхуа (бандит).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.09.2017

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Красный гаолян / Hong gao liang (1987): кадр из фильма
Крестьянская жизнь

Ретроспективно ещё очевиднее, что этот фильм стал вехой в истории китайской кинематографии, открыв миру не просто творчество самобытных и необычайно талантливых художников, но словно – впервые позволив прикоснуться через экран к традиционно закрытой многовековой культуре. Конечно, шедевр родился не на пустом месте. Напротив, Чжан Имоу уже получил некоторую известность благодаря сотрудничеству (в качестве оператора и актёра) с У Тяньминем и Чэнь Кайгэ, чьи общие достижения на Сианьской киностудии связаны, в свою очередь, с грамотной либерализацией политики в области «важнейшего из искусств», начатой властями в первой половине 1980-х. С другой стороны не последнюю роль в международном признании, выразившемся, как минимум, в присуждении «Золотого медведя» на престижном Берлинском кинофестивале, сыграла готовность к контакту, продемонстрированная подлинно прогрессивными деятелями искусства с Запада. Не совпадением, но закономерностью обернулся интерес итальянца Бернардо Бертолуччи к судьбе «последнего императора» и всей страны в XX веке – обращение, официально поддержанное в КНР!

Красный гаолян / Hong gao liang (1987): кадр из фильма
Девяточка в раздумьях

Наверное, лучше понять художественные поиски китайского режиссёра, обратившегося к произведениями Мо Яня «Красный гаолян» и «Гаолянское вино», объединённым в цикл (роман?) «Красный гаолян: сага» /1987/, поможет параллель с щемящими душу произведениями европейцев об идиллии в краткий, но такой дорогой период между двумя мировыми войнами. Чжан Имоу, прошедший, как и многие его коллеги-ровесники (представители так называемого «пятого поколения» кинематографистов), перевоспитание физическим трудом в деревне в годы «культурной революции», с невыразимой любовью и нежностью живописует быт простых крестьян. Да, были классовые притеснения, обуславливавшие серьёзную и подчас неодолимую социальную несправедливость, как было и бесчинство сильных мира сего, персонифицированных в образе Санпао – безжалостного предводителя шайки разбойников, терроризировавшей округу. Но преобладал всё же сильнейший витальный дух, подпитываемый и щедростью родной природы, и безусловной верностью традициям, когда даже рутинная повседневная работа казалась великим таинством, и искренность, открытость, чистота проявляемых чувств. Режиссёр1 с готовностью смешивает «высокое» и «низкое», освещая светом изумительной поэзии даже жестокость или нечуткость людских поступков. Вспомним эпизод, когда на полпути к жениху процессия во главе с Лу принимается, раззадоривая невесту, петь скабрёзную песенку и отплясывать – но танец лишь начинается как шутка, дань грубому обычаю… А уж изысканное, неизреченно красивое изобразительное решение с превалированием ярко-красных цветов, цветов насыщенной и полнокровной жизни, вообще говорит само за себя.

Красный гаолян / Hong gao liang (1987): кадр из фильма
На фоне природы

Тем сильнее, вплоть до погружения в состояние шока, воздействует радикальная смена тональности в последней трети повествования, когда одна историческая эпоха перетекает в другую, по сути, в мгновение ока. Внушавшие трепет и благоговение заросли гаоляна оказываются выкошены толпами крестьян под надзором японских солдат, а земля становится красной не от вина, разлитого на весёлом празднике по случаю окончания урожая, но от крови, щедро пускаемой оккупантами. Лу, изуверски казнённого как коммунист и участник национально-освободительного подполья, и саму Девяточку постигает трагическая участь – но тем ценнее память о них, бережно хранимая внуком, от чьего лица и ведётся повествование… Чжан Имоу выслушал на Родине, как известно, немало упрёков2 в склонности к идеологическому отступничеству и чужеродном влиянии на своё творчество. Но, по моему убеждению, заслуживает лишь хвалы за глубокий и неподдельный патриотизм, проявляющийся помимо прочего и в новаторском осмыслении эстетики историко-революционных опер, долгое время официально пребывавших в ранге главного (и чуть ли не единственного) киножанра в Китайской Народной Республике.

.

__________
1 – Почти как упомянутый Бертолуччи в эпическом кинополотне «Двадцатый век» /1976/.
2 – Причём если «Красный гаолян» лишь вызвал бурную полемику, то, например, лента «Жить» /1994/ действительно находилась некоторое время под цензурным запретом.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+