Крепкий орешек 3: возмездие / Die Hard: With a Vengeance (1995)
Другое название: «Крепкий орешек: с отмщением» / «Крепкий орешек: отмщение» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Джон МакТирнен.
Авторы сценария Джонатан Хенслейг на основе персонажей Родерика Торпа.
Композитор Майкл Кэймен.
Оператор Питер Мензиес-мл.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, триллер
Краткое содержание
Джон МакКлейн (Брюс Уиллис), тяжело переживающий из-за очередной ссоры с женой, находящийся в жутком запое, узнаёт, что некий маньяк (Джереми Айронс), назвавшийся в телефонном разговоре Саймоном, выдвинул в качестве условия, чтобы именно он исполнил ряд его требований. Иначе будут приведены в действие взрывные устройства, спрятанные в разных частях Нью-Йорка…
Также в ролях: Сэмюэл Л. Джексон (Зевс Карвер), Грэм Грин (Джо Ламберт), Коллин Кемп (Конни Ковальски), Лэрри Бриггман (инспектор Уолтер Кобб), Энтони Пек (Рикки Уолш), в эпизоде Алан Рикман (Ганс Грубер, кадры из первого фильма).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.10.2013
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Повествование начинается – не иначе, как с целью подчеркнуть отличие от двух первых фильмов, действие которых развёртывалось под Рождество, причём в Лос-Анджелесе и Вашингтоне, – с общих планов залитого солнцем, разморенного летним зноем Нью-Йорка. Да ещё под зажигательный шлягер Summer in the City группы The Lovin’ Spoonful, который прерывает… мощный взрыв. Введение замечательной композиции позволяет с ходу погрузить зрителя в атмосферу мегаполиса, по которому МакКлейну и его напарнику поневоле, «доброму самаритянину» из Гарлема с грозным именем Зевс (в дополнение к вышучиванию данного обстоятельства в диалоге нам предлагают посмеяться над тем, что по специальности он – электрик), предстоит вволю побегать. Однако своеобразным лейтмотивом становится бравая мелодия другой, куда более давней (популярной со времён гражданской войны!) песенки – When Johnny Comes Marching Home, и тем самым Джонни, который придёт, маршируя, домой, станет, разумеется, лейтенант полиции, взявшийся оберегать спокойствие и жизнь земляков.
На мой взгляд, именно в третьей части Джон МакТирнен добился наилучшего результата, превзойдя и самого себя, и, тем более, создателей других «сиквелов». Дело не только в повышенном уровне зрелищности и планомерном расширении географии. После замкнутого пространства небоскрёба Nakatomi Plaza и помещений аэропорта с прилегающими взлётно-посадочными полосами неудачливый (или же, наоборот, чертовски везучий?!) блюститель порядка выходит, разбуженный в жутком похмелье, на оперативный простор, и, подавляя головную боль, носится, точно угорелый, по улицам, паркам, станции метрополитена и даже – по тоннелю, проложенному под землёй1. Два с лишним часа экранного времени (подразумевается, что проходит менее суток: выпал крайне насыщенный денёк) проносятся с быстротой пули или же осколков, накрывающих простых ньюйоркцев. И всё-таки залогом нерядового успеха, в том числе коммерческого2, в не меньшей степени стали, убеждён, другие находки кинематографистов.
Вовлечение в стремительно развёртывающееся действо простого гарлемского пролетария не носит исключительно ироничного характера. Увлечение Карвера идеями борцов за гражданские права чернокожих братьев (Сэмюэл Л. Джексон намекает, что герой даже внешне подражает Малькольму Икс), который-то, как ни забавно, и приходит на выручку человеку, разгуливающему с оскорбительным плакатом по родному кварталу, конечно, становится поводом для обвинений его в… расизме: слишком уж рьяно тот пытается дистанцироваться от белых людей с их белыми проблемами. Присутствие Зевса привносит столь необходимое живое дыхание улиц не самых благополучных районов, наводя на мысль, что МакТирнен и кинодраматург Джонатан Хенслейг неплохо усвоили уроки создателей острых драм (от Уильяма Фридкина до Сидни Люмета) о противостоянии полицейских особо опасным преступникам и международным террористам. Отсюда логично перейти к обличению истинной сущности таких одиозных личностей, как Саймон, ничуть не более принципиальный, чем покойный брат, в отстаивании «высоких» идеалов, который с одинаковой лёгкостью готов пустить в расход мирных граждан, подорвать экономику целого государства или, наоборот, расстаться с жизнью. Но у специфического «солдата удачи», порождённого крушением «железного занавеса», нет никаких шансов на победу в схватке с бескорыстным стражем закона, оказывающимся для мнимого безутешного мстителя воистину крепким орешком!
.
__________
1 – А перенос кульминации на небольшое судно можно счесть отсылкой к первой версии сценария, где события развивались на круизном лайнере.
2 – Первое место в сезоне с результатом $365 млн., хотя в национальном прокате кассовые сборы немногим превысили 90-миллионный бюджет ($100 млн., 8-я позиция).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Предшествующие фильмы:
Крепкий орешек / Die Hard (1988)
Крепкий орешек 2 / Die Hard 2 (1990)
Продолжения:
Крепкий орешек 4.0 / Live Free or Die Hard (2007)
Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть / A Good Day to Die Hard (2013)
Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Ну, очень крепкий орешек! // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 10-11.
Эшпай Валентин А. Американские режиссёры поколения «бэйби-бум» // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 156-157.
Жанры кино: фильм-катастрофа // Видео-Асс Известия. – 1998, № 02 (37). – С. 27.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий