Лак для волос / Hairspray (1988)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Белая губная помада» / «Белая помада» / «White Lipstick» (рабочее название).
США.
Продолжительность 92 минуты.
Режиссёр Джон Уотерс.
Автор сценария Джон Уотерс.
Композитор Кенни Вэнс.
Оператор Дэвид Айшли.
Жанр: комедия, драма, семейный фильм, музыкальный фильм, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
1962-й год, Балтимор, штат Мэриленд. Трейси Тёрнблад (Рики Лейк) приходит вместе с лучшей подругой Пенни Пинглтон (Лесли Энн Пауэрс) на прослушивание на танцевальное «Шоу Корни Коллинса», транслируемое по местному телеканалу. Неожиданно девушке, страдающей избыточным весом, удаётся произвести сенсацию. Трейси становится знаменитой на весь город, к радости мамы Эдны (Дивайн). Казалось бы, мисс Тёрнблад остаётся греться в лучах славы, но… что делать, если она не терпит несправедливости?!
Также в ролях: Сонни Боно (Франклин фон Тассл), Рут Браун (Мотормаут Мейбл), Дивайн (также Эрвин Ходжепил), Дебби Харри (Вельма фон Тассл), Джерри Стиллер (Уилбур Тёрнблад), Коллин Фитцпатрик (Эмбер фон Тассл), Майкл Сент-Джерард (Линк Ларкин), Клейтон Принс (Сивид), Минк Стол (Тэмим), Шон Томпсон (Корни Коллинс), Рик Окасек (битник), Пиа Задора (подруга битника), Джон Уотерс (доктор Фредриксон)
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.02.2019
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Радикальный поворот в творчестве Джона Уотерса наметился, строго говоря, ещё в «Полиэстере» /1981/, где был сделан явный упор на сатиру, а не на голимый эпатаж. Тенденция нашла горячий отклик у руководства стремительно набиравшей обороты (преимущественно – благодаря буйствам Фредди Крюгера) кинокомпании New Line Cinema, неизменно оказывавшего поддержку в его начинаниях. В «Лаке для волос», снятом уже за приличную сумму ($2 млн.), сведены к минимуму гадкие, физиологически неприятные моменты1 – вроде выдавливания прыща, вскочившего на лице Эмбер, или краткого фрагмента в парке аттракционов, где эту капризную красавицу вырвало. Правда, свидетельством верности режиссёра-кинодраматурга прежним эстетическим пристрастиям служит участие актёра-трансвестита Дивайна, изобразившего не только несчастную домохозяйку Эдну, но и, пожалуй, с ещё большим сарказмом – владельца телеканала Эрвина Ходжепила, циничного бизнесмена, законченного расиста и вообще мерзкого типа. Но в целом комедия оказалась приемлемой для широкой аудитории, собрав в кинопрокате $8,3 млн., а главное, получив «культовый» статус на видео. Дополнительную популярность фильму обеспечил, как известно, одноимённый бродвейский мюзикл, выдержавший, начиная с 15-го августа 2002-го, 2641 представление, который в свою очередь – экранизировали с пафосом и внушительным размахом.
Хотя ранняя версия сценария носила условный заголовок «Белая губная помада», итоговый вариант представляется гораздо точнее. Естественно, с первых же кадров улавливаются пародийные нотки по отношению к легендарному «Бриолину» /1978/, пусть действие ленты и разворачивается несколькими годами позже. «Сексуальная революция» и антивоенные марши пока не сотрясали страну, но примерно тогда же, в 1962-м, произошло эпохальное событие – Верховный суд США вынес решение о зачислении в Миссисипский университет чернокожего Джеймса Мередита. А в крупнейшем городе Мэриленда носительницей прогрессивных взглядов неожиданно оказалась Трейси, простушка и симпатичная толстушка (дебютантке Рики Лейк пришлось налечь на пищу, дабы сохранить пышные формы, когда приступила к интенсивным занятиям танцами), ставшая местной «звездой» благодаря участию в популярном у подростков телешоу. Причём если образ самой девушки, её соперничество со зловредной мисс фон Тассл, отношения с родителями-обывателями, очутившимися на вершине блаженства, всё-таки трудно воспринимать без улыбки, то критика в адрес сторонников «богоугодной» сегрегации – более чем серьёзна.
Конечно, местами Уотерс пытается напомнить о своей принадлежности к неисправимым «трэшмейкерам», помимо прочего – лично отметившись в качестве психиатра, одержимо испытывающего на бедной пациентке «проверенные» методы лечения. Но на сеансе всё равно не покидает ощущение, что этот уроженец Балтимора наконец-то дождался момента, когда мог, не рискуя репутацией, отдаться во власть ностальгических чувств – окунуться в атмосферу собственной бурной молодости. В атмосферу, немыслимую без задорных рок-н-ролльных шлягеров и плясок до упаду, причём приглашение прославленных музыкантов (от Сонни Боно и Дебби Харри до Пиа Задоры, уморительно изобразившей приверженку философии битников) послужило дополнительной приманкой для публики. Добро, веселье и права человека побеждают, вредных (не устававших строить козни) индивидов ждёт позор и всеобщее порицание, а причёска, обеспеченная фирменным лаком для волос, войдёт в моду. Всё бы ничего – жаль только, что успех следующей (вот уж действительно лучшей!) постановки мастера, «Плаксы» /1990/ окажется недостаточным, чтобы покрыть существенно увеличенные производственные расходы.
.
__________
1 – Чем, вероятно, объясняется факт присуждения (в первый и последний раз в карьере Джона) сравнительно мягкого рейтинга PG.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий