Линкольн / Lincoln (2012)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Давид ди Донателло»).
Другие названия: «Офисные искатели» / «Office Seekers» (фальшивое рабочее название), «Неозаглавленный проект Стивена Спилберга об Аврааме Линкольне» / «Untitled Steven Spielberg/Abraham Lincoln Project» (рабочее название).
США, Индия.
Продолжительность 150 минут.
Режиссёр Стивен Спилберг (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Автор сценария Тони Кушнер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») по книге Дорис Кернс Гудвин.
Композитор Джон Уильямс (номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Грэмми»).
Оператор Януш Каминский (номинация на «Оскар»).
Премию «Оскар» получили: Рик Картер, Джим Эриксон (художники-постановщики).
Также на премии «Оскар» номинировались: Майкл Кан (монтаж), Джоанна Джонсон (художник по костюмам), Энди Нельсон, Гэри Ридстром, Рон Джадкинс (сведение звука).
Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, военный фильм
Краткое содержание
1865-й год, идёт затяжная гражданская война, унёсшая сотни тысяч жизней солдат и офицеров с обеих сторон. Авраам Линкольн (Дэниел Дэй-Льюис, премии «Оскар» и «Золотой глобус») ставит своим соратникам задачу провести через Палату представителей тринадцатую поправку к Конституции США, запрещающую рабство и подневольный труд. Президенту советуют не делать это прямо сейчас, но он, как проницательный и дальновидный политик, понимает, что другого удобного случая для подобной инициативы может не подвернуться…
Также в ролях: Салли Филд (Мэри Тодд Линкольн, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Дэвид Стрэтэйрн (Уильям Сьюард), Джозеф Гордон-Левитт (Роберт Тодд Линкольн), Джеймс Спейдер (Уильям Н. Бильбо), Хэл Холбрук (Престон Блэр), Томми Ли Джонс (Таддеус Стивенс, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Джон Хоукс (полковник Роберт Лэтем), Джеки Эрл Хейли (вице-президент КША Александр Гамильтон Стивенс), Брюс МакГилл (военный министр США Эдвин Стэнтон), Тим Блейк Нельсон (Ричард Шелл), Джозеф Кросс (майор Джон Хэй), Джаред Харрис (генерал Улисс Грант), Ли Пейс (Фернандо Вуд), Питер МакРобби (Джордж Пендлтон), Дэвид Ойелоуо (капрал Айра Кларк), Лукас Хаас (солдат), Адам Драйвер (Самуэль Беквит), Эйса-Люк Твокроу (Эли Паркер), Кристофер Эван Уэлш (Эдвард МакФерсон).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.06.2024
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Остаётся только порадоваться за маститого Стивена Спилберга, так долго и упорно вынашивавшего замысел – начавшего разрабатывать проект, как минимум, на рубеже веков, когда руководство ведущих киностудий отнюдь не выказало энтузиазма в свете слабых коммерческих показателей «Амистада» /1997/. Узнав, что Дорис Кернс Гудвин намеревается посвятить монографию персоне Авраама Линкольна, режиссёр выкупил права на экранизацию, не дожидаясь публикации научного труда1. Мало того, он загодя приступил к подготовке, сумев заразить энтузиазмом Лиама Нисона, согласившегося исполнить главную роль после отказа Дэниела Дэй-Льюиса и долго, скрупулёзно собиравшего сведения о шестнадцатом президенте США. В итоге знаменитый актёр самоустранился (по не вполне ясным причинам; не исключено, что из-за траура по скоропостижно скончавшейся супруге Наташе Ричардсон), зато первый выбранный Стивеном кандидат – дал согласие. И сыграл действительно впечатляюще, продемонстрировав высший класс перевоплощения в историческую личность, притом личность яркую, не знакомую мало кому на Земле (не только в Соединённых Штатах). Наконец, нельзя не отметить настойчивость Спилберга, не санкционировавшего, воспользовавшись своим статусом в Dreamworks Pictures, решение, на котором настаивали партнёры по бизнесу, предлагавшие устроить премьеру сразу на канале HBO. Было далеко не очевидно, что общемировые кассовые сборы составят впечатляющую (многократно превосходящую производственные затраты в размере $65 млн.) сумму – $275,3 млн. Тем не менее интуиция не подвела искушённого кинематографиста, успевшего посетовать в интервью о закате эры классического театрального проката…
В общем-то не вызывает удивления благосклонное приятие «Линкольна» широкой публикой и восторженное – многими профессионалами (пусть номинаций на ту же премию «Оскар» реализовалось не так много). Не только Дэй-Льюис и другие исполнители продемонстрировали похвальное мастерство проникновения в образы; отдельно хочется выделить Салли Филд, доказавшую режиссёру, что подходит идеально, несмотря на заметную разницу в возрасте с Мэри Тодд (в переломном 1865-м). Нельзя не отметить вклад художников-постановщиков и художников по костюмам, а также оператора Януша Каминского, поставившего себе задачу по максимуму использовать естественное освещение. Всё так. Но, боюсь, это тот случай, когда установка на доскональную реконструкцию событий прошлого обернулась для авторов эстетической ловушкой. На сеансе не отпускает ощущение «длиннющего урока истории», если воспользоваться характеристикой2, данной переводчиком и видеообозревателем Михаилом Ивановым картине «Аламо» /1960/ Джона Уэйна. Урока, важного прежде всего в США, но… рискующего навеять скуку на зрителей за рубежом, которым не был с младых ногтей привит пиетет к «Честному Эйбу». Он даже за вампирами не охотится! Неудивительно, что «Линкольн» послужил объектом куда более пристального, чем обычно, внимания историков, хваливших создателей, даже отмечая некоторые (по меркам голливудского кинематографа – ничтожные) отступления от фактов. Лишним подтверждением такого рода соображений прозвучала информация о поступившей правообладателям просьбе разрешить включить фильм в профильные занятия в учреждениях среднего образования. Что тут ещё добавить?
Впрочем, Спилберг лишний раз продемонстрировал не только отличное владение ремеслом, но и чуткость к общественным веяниям, в первую очередь – к смене настроений внутри страны. При всей консервативности формы «Линкольн» послужил предтечей таких разных кинопроизведений, как «12 лет рабства» /2013/ и «Дворецкий» /2013/, социально-политическая острота которых в самих Соединённых Штатах ощущается, разумеется, сильнее, чем за их пределами. Воспевая Ку-клукс-клан, Дэвид Уорк Гриффит использовал в «Рождении нации» /1915/ слухи о неафишируемой интимной связи с чернокожей горничной Таддеуса Стивенса, яростно отстаивавшего принятие тринадцатой поправки к Конституции, как свидетельство моральной деградации аболиционистов. Спустя без малого сто лет Стивен и актёр Томми Ли Джонс выставляют то же самое – предполагаемое – обстоятельство проявлением гражданского мужества человека, верности любви и собственным идеалам. Знаменательно! У режиссёра есть основания гордиться персональной лептой в борьбу с расизмом, всё не снимаемым в его родной стране с повестки дня.
.
__________
1 – Книга вышла из печати в 2005-м году (под названием «Команда соперников: Политический гений Авраама Линкольна») в издательстве Simon & Schuster.
2 – Видеогид. Выпуск 7. – М.: Издательство ТОО «АРП Инт.Ко.», ООО «Видеогид», РА «Информкино», 1997. – С. 54.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий