Листомания / Lisztomania (1975)
Другие названия: «Лист» / «Liszt» (рабочее название на раннем этапе).
Великобритания.
Продолжительность 103 минута.
Режиссёр Кен Расселл.
Автор сценария Кен Расселл.
Композитор Рик Уэйкман.
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: биографический фильм, комедия, музыкальный фильм, мюзикл
Краткое содержание
Ференц Лист (Роджер Долтри), добившийся умопомрачительной славы, соглашается исполнить на очередном концерте отрывки из сочинений Рихарда Вагнера (Пол Николас). Молодой, но чрезвычайно амбициозный композитор остаётся недоволен высокомерным, если не откровенно насмешливым, отношением к своей музыке со стороны именитого коллеги. Он-то воспринимает музыку как оружие революционного изменения мира… Листа же больше заботят финансовые вопросы и запутанные отношения с красивыми поклонницами. Ференц не подозревал, в какой конфликт это выльется.
Также в ролях: Сара Кестельман (княгиня Каролина), Ринго Старр (Папа Римский), Рик Уэйкман (Тор), Джон Джустин (граф д’Aгу), Фиона Льюис (Мари д’Aгу), Вероника Квиллиган (Козима), Нелл Кемпбелл (Ольга Янина), Эндрю Рейли (Ханс фон Бюлов), Анулька Дзюбиньска (Лола Монтес), Изабелла Тележинська (Надежда фон Мекк), Имоген Клэр (Жорж Санд), Мюррей Мелвин (Гектор Берлиоз), Кен Пэрри (Россини), Эндрю Фаулдс (Штраус), Кеннет Колли (Фридерик Шопен), Отто Диамант (Феликс Мендельсон).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.09.2021
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Продюсеры Дэвид Паттнэм и Рой Бэйрд, надо полагать, ни секунды не сомневались в триумфе. С одной стороны тогда ещё была свежа память о заметном, хотя и специфическом, художественном резонансе, вызванном поведанными Кеном Расселлом «безумными биографиями» других великих композиторов: Петра Ильича Чайковского и Густава Малера. С другой – буквально накануне на весь мир прогремела рок-опера «Томми» /1975/. Мало того, режиссёр-сценарист пригласил оттуда не только Роджера Долтри, вокалиста The Who, но и актёра Пола Николаса, а в качестве композитора (и на небольшую роль скандинавского бога грома и молний Тора) привлёк Рика Уэйкмана – участника не менее знаменитой группы, Yes. И чтобы уж исчезли последние сомнения в намерении авторов максимально осовременить события, относимые к середине XIX века, образ Папы Римского (спасибо, что не Иисуса Христа, хотя здесь трудно не уловить намёк на «невинную» шутку Джона Леннона) воплотил Ринго Старр. Листомания1 и вправду стала провозвестником на столетия вперёд подобных феноменов, включая один из наиболее мощных – битломанию.
Всё это лежит на поверхности. Кену хватает единственного – по-настоящему виртуозного – эпизода (концерта Ференца, сборы от которого пойдут на памятник Людвигу ван Бетховену), чтобы раскрыть суть явления: толпы молоденьких барышень, едва заслышав знакомую мелодию, массово теряют голову, принимаются визжать и бесноваться, а музыкант зорко высматривает самых перспективных поклонниц. Но в первую очередь Кена интересуют, конечно же, не внешние (общественные), а внутренние мании творческой личности – сокровенные желания, фобии, навязчивые идеи гения. Причём на сей раз Расселл, получив практически безграничную свободу, отбрасывает любые условности, не просто давая волю фантазии – доводя до вопиющего абсурда даже не факты, а расхожие стереотипы. «Пусть свиньи. Но аристократические свиньи, не буржуазные», – поправляет Лист Вагнера, воочию убедившегося в никчёмности маститых коллег (Берлиоза, Штрауса, Шопена, Мендельсона, Россини), каждый из которых ещё и удостаивается от кинематографистов уничижительной характеристики персонально. Да и деградация самого Рихарда, проделавшего стремительный путь от коммуниста2, одержимого жаждой революционного преобразования мира, до идеолога ультранационализма, вещающего о величии германской нации и выставляющего себя сверхчеловеком (напялив плащ, почти как у Супермена из американских комиксов), показана чересчур прямолинейно. Хуже того, плоско и примитивно… Когда тот возрождается на манер чудовища Франкенштейна (с чертами Адольфа Гитлера), напрашивается параллель с «Шоу ужасов Рокки Хоррора» /1975/ – и неизбежное сравнение оказывается, увы, не в пользу Кена Расселла.
Паттнэм жаловался на постановщика, постоянно не укладывавшегося в смету (итоговый производственный бюджет оценивается в £1,2 млн.), но, по-видимому, не решался вмешиваться в съёмочный процесс. Впрочем, дело не в том, что кое-какие моменты (например, вызывающе пошлый дивертисмент, иллюстрирующий страх любвеобильного композитора лишиться мужской силы) нуждались в сдерживающем начале. На сеансе возникает ощущение, что режиссёр, сам купавшийся в лучах славы (пусть и не такой яркой, как у его героя), поддался искусу самовыражения без ограничений, уделив исключительное внимание колоритной форме, а в отношении содержания довольствовавшись ходульными штампами. И уже не имеет значения, что отдельные сюжетные ходы позаимствованы из сентиментального (отчасти автобиографического) романа Мари д’Агу «Нелида» /1846/ и что некоторыми аспектами замысел вполне точно выражает дух времени. Результатом стала коммерческая неудача – и срыв договорённостей о создании для кинокомпании Goodtimes Enterprises ещё минимум трёх похожих картин, посвящённых Джорджу Гершвину, Гектору Берлиозу и Ральфу Воану-Уильямсу. Тем не менее творец рискнёт ещё раз – уже за океаном – испытать судьбу, обратившись к фигуре голливудского кумира Рудольфа Валентино.
.
__________
1 – Термин вошёл в культурный лексикон с лёгкой руки поэта и публициста Генриха Гейне, написавшего (25-го апреля 1844-го) фельетон, посвящённый концертному сезону Парижа.
2 – Решение художника по костюмам навеяно, вероятно, «Сладким фильмом» /1974/, где ненадолго появлялся матрос с броненосца «Потёмкин».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Цыркун Н. Англия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 38-40.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий