Лола / Lola (1961)

Лола / Lola (1961): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Жизнь женщины» / «Donna di vita» (Италия), «Билет в Йоханнесбург» / «Un billet pour Johannesburg» (рабочее название).

Италия, Франция.

Продолжительность 90 минут.

Режиссёр Жак Деми.

Автор сценария Жак Деми.

Композитор Мишель Легран.

Оператор Рауль Кутар.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Ролан Кассар (Марк Мишель) не слишком расстраивается из-за того, что теряет неинтересную работу. Будучи без гроша, молодой человек склоняется к тому, чтобы согласиться на сомнительное предложение — заняться контрабандой, и уже готовится отбыть в Йоханнесбург. Однако в этот момент Ролан встречает Сесиль (Анук Эме), в которую был влюблён в годы войны. Теперь она воспитывает сына Ивона (Жерар Деларош), работая танцовщицей под псевдонимом Лола в местном увеселительном заведении.

Также в ролях: Жак Арден (Мишель), Алан Скотт (Фрэнки, американский моряк), Элина Лабурдетт (мадам Денойер), Марго Лион (Жанна, мать Мишеля), Анни Дюперо (Сесиль Денойер), Катрин Лутц (Клер, владелица бара), Коринн Маршан (Дейзи), Иветт Анзиани (мадам Фредерик), Дороте Бланк (Долли), Изабель Лунгини (Нелли).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.11.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Лола / Lola (1961): кадр из фильма
Лола, прекрасная танцовщица

Мимолётное упоминание Кассара о приятеле Пуакаре, который ступил на кривую стезю и был убит, не должно удивлять. Это не обычная шутка – из тех, что греют душу всякому истинному киноману, который, скажем, узнает актрису Элину Лабурдетт (на фотографии, показываемой мадам Денойер) в образе Аньес из «Дам Булонского леса» /1945/ Робера Брессона. И даже не знак уважения коллеге и единомышленнику Жану-Люку Годару, тем более что его шедевр «На последнем дыхании» /1960/ появился на свет стараниями того же продюсера – Жоржа де Борегара. Режиссёр-сценарист прозрачно намекнул, что фильмы «новой волны» растут, не ведая стыда, примерно из одного сора (если немного переиначить знаменитую поэтическую формулу Анны Ахматовой) – посвящены тем же самым социальным реалиям, близки в части эстетики и усвоенных культурных влияний. Так, Деми был вынужден, чтобы уложиться в сравнительно небольшой выделенный бюджет1, отказаться от съёмок в цвете – и от самой идеи музыкальной комедии. Но это, право, пошло исключительно на пользу его дебютной полнометражной постановке, в которой многочисленные (и принципиально важные для замысла) кинематографические отсылки не разрушают ощущения захваченной врасплох жизни.

Лола / Lola (1961): кадр из фильма
Женщина ждёт счастья

Жак очень точно охарактеризовал своё детище: «мюзикл без музыки». Присутствие заокеанского моряка Фрэнки, ищущего в объятиях привлекательной танцовщицы женской ласки, а чуть позже – легко находящего общий язык (между прочим, на почве любви к комиксам) с девочкой-подростком Сесиль, конечно же, вызывает в памяти красочные голливудские зрелища о весёлом увольнении в город и об американце в Париже. Сама же Лола является продолжательницей славного дела и «голубого ангела» Лолы-Лолы, и легендарной Лолы Монтес у Макса Офюльса, которому в титры вынесено трогательное посвящение, да и приглашение Анук Эме, на тот момент – ассоциировавшейся прежде всего с ролью Маддалены, предававшейся (у Федерико Феллини) «сладкой жизни», красноречиво. Вместе с тем, как бы искренне по-человечески ни сочувствовал ищущим, неудовлетворённым жалким бытованием действующим лицам, автор всё же не готов полностью разделить их мечты о маленьком личном (по сути, мещанском, как бы грубо подобное выражение ни прозвучало) счастье. И в этом – тоже одна из стержневых особенностей представителей «новой волны», творцов политизированных, придерживавшихся антибуржуазных (нередко – с уклоном в левый анархизм) взглядов. Тот же Ролан, помнящий о лишениях в годы оккупации, но и о народном единении в борьбе с нацизмом, предпочитает бежать из серой реальности, предаваясь мечтам, а его возлюбленная мимоходом – упоминает о запускаемых где-то (в СССР!) искусственных спутниках Земли. Казалось бы, развязка даёт повод порадоваться за Лолу, и за мадам Жанну, долго не видевшую сына Мишеля, и даже за малышку Сесиль, отважившуюся на смелый поступок – уехавшую от матери в Шербур. Словом, плачьте – кто хочет, смейтесь – кто может, как говорится в помещённой в эпиграф китайской пословице. Но всё это – лишь иллюзия счастья, что подтвердит и дальнейшее развитие судеб героев, о чём Деми поведает в «Шербурских зонтиках» /1964/ (кстати, позволивших компенсировать жанровое упущение, вынеся на суд публики мюзикл абсолютный, полностью лишённый диалогов) и «Ателье моделей» /1969/.

.

__________
1 – Интересно, а 620 тыс. проданных билетов позволили окупить вложенные FRF38 млн.?

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+