Лолита / Lolita / Lolita (1997)
Франция, США.
Продолжительность 137 минут.
Режиссёр Эдриан Лайн.
Автор сценария Стивен Шифф по роману Владимира Набокова.
Композитор Эннио Морриконе.
Оператор Ховард Атертон.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Профессор Гумберт Гумберт (Джереми Айронс), прибывший из Европы, поначалу раздумывает снимать комнату в доме Шарлотты Хейз (Мелани Гриффит), но меняет решение, едва увидев юную Долорес (Доминик Суэйн). Лолита, или просто Ло, не подозревает, что уже немолодой жилец влюбился в неё с первого взгляда… Есть ли шанс у его преступного чувства?
Также в ролях: Фрэнк Ланджелла (Клэр Куильти), Сюзанн Шеферд (мисс Прэтт), Кит Реддин (преподобный Риггер), Эрин Дж. Дин (Мона), Джоан Гловер (мисс ЛаБоун), Эд Грейди (доктор Мелиник), Майкл Гудвин (мистер Бил), Анджела Пэтон (миссис Холмс).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.01.2021
Авторская оценка 4/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На поверку «безотказный» принцип, гласящий, что плохой рекламы-де не бывает, иногда может и не сработать. Если судить по количеству внимания, уделённого постановке Эдриана Лайна, его «Лолита» должна была стать одним из коммерческих лидеров десятилетия – и уж во всяком случае превзойти по доходам киноверсию Стэнли Кубрика. Ан нет! Потратив (заметим, не в пример мэтру) неоправданно гигантскую – порядка $62 млн. – сумму, он доставил продюсеру Марио Кассару, вероятно, не меньше волнений, чем Ренни Харлин, чей «Остров Головорезов» /1995/ обанкротил кинокомпанию Carolco Pictures. В результате отказа от ранее достигнутых договорённостей со стороны New Line Cinema пришлось продать права на демонстрацию картины по кабельному телевидению – и лишь затем состоялся выпуск в ограниченный кинопрокат1 стараниями The Samuel Goldwyn Company. Насколько справедливо судьба обошлась с режиссёром?
Возможно, в обвинениях соотечественников в лицемерии, брошенных Эдрианом, и содержится доля истины: ему виднее. Форменная травля в прессе, поднятая задолго до того, как новую «Лолиту» вынесли на суд публики, в кои-то веки не оказалась широкомасштабной рекламной кампанией, ловко инспирированной самими кинематографистами. Новая постановка невольно вскрыла двойственную сущность своей эпохи, эпохи победившей политкорректности, гораздо точнее, чем кубриковская экранизация, косвенно (очень, очень деликатно) предсказавшая скорую отмену «кодекса Хейса» и распространение идей «сексуальной революции». А ведь Лайн сделал всё, чтобы обезопасить себя от юридических обвинений (хотя закон по предотвращению распространения детской порнографии был принят в 1996-м; в феврале этого года съёмки как таковые завершились), начиная с того, что вновь увеличил возраст юной героини с двенадцати до четырнадцати лет. В редкие же эротические сцены Доминик Суэйн подменяла совершеннолетняя дублёрша.
Впрочем, всё это успело стать достоянием истории. Гораздо хуже, что фильм разочаровал с художественной точки зрения, и сегодня, по прошествии значительного промежутка времени, понятно – почему. Заказав адаптацию романа сразу нескольким кинодраматургам (включая Бэзила Дирдена, с которым успешно сотрудничал на «Роковом влечении» /1987/), Эдриан Лайн остановил выбор на весьма примитивном варианте, воспринимающемся не более, чем краткий пересказ сюжета первоисточника. И, в частности, линия, касающаяся негласного противоборства европейской (представляемой английским профессором) и американской культур, отброшена практически полностью. Получив отказ от Натали Портман («открытой» французом Люком Бессоном), режиссёр провёл прослушивание около двух с половиной тысяч претенденток – и остановил выбор на очень посредственной дебютантке2, играющей натужно и неестественно. Даже гениальному актёру Джереми Айронсу, не раз (в «Связанных насмерть» /1988/, «Ущербе» /1992/, «М. Баттерфляй» /1993/ и т.д.) блестяще исполнявшему роли мужчин, чья порочная страсть приводит к драме, совершенно не веришь: нет в его Гумберте Гумберте ни любви, ни пресловутого «рокового влечения» к Лолите. Главное же, постановщик, визитной карточкой которого всегда было умение создавать яркие, визуально броские образы, усиленные клиповым монтажом, сам загнал себя в невыгодные условия. Там, где приходится довольствоваться полутонами, психологическими нюансами, умолчаниями, он – явно не в своей тарелке, и не спасают ни скрупулёзное воссоздание атмосферы провинции 1950-х годов, ни душещипательная музыка Эннио Морриконе. Унылое впечатление чуть-чуть скрашивает развязка – эксцентричная схватка с Куильти, но… было бы наивно надеяться, что Фрэнк Ланджелла сумеет сравниться с неподражаемым Питером Селлерсом.
.
__________
1 – Естественно, с удручающими коммерческими результатами – всего $1,1 млн. кассовых сборов.
2 – Правда, по факту премьера боевика «Без лица» /1997/ состоится чуть раньше.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Ильина Евгения. Второе явление Лолиты // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 26-27.
Тирдатова Евгения. Там, где мало секса, но много крови // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 46-49.
Трофимов Виталий. Эдриан Лайн. Превентивный акт против рокового влечения // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 28-29.
Муров Демьян. Sex по-интернетовски // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 180-181.
Что в Голливуде нам готовят? // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 06. – С. 42.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий