Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992)

Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992): постерПолнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Франция, Великобритания, Вьетнам.

Продолжительность 115 минут.

Режиссёр Жан-Жак Анно.

Авторы сценария Жерар Браш, Жан-Жак Анно по роману Маргерит Дюрас.

Композитор Габриэль Яред (премия «Сезар»).

Оператор Робер Фрессе (номинации на «Оскар» и «Сезар»).

На премию «Сезар» также номинировались: Хоанг Тан Ат (художник-постановщик), Ивонн Сассино де Несль (художник по костюмам), Ноэль Буассон (монтаж).

Жанр: биографический фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
Юная француженка (Джейн Марч) учится в школе-интернате для девочек в Сайгоне и изредка гостит у матери-учительницы (Фредерика Мейнинген) и братьев (Арно Джованиннетти и Мельвиль Пупо), живущих в скромном доме в дельте реки Меконг, в районе Ламдонга. Возвращаясь после каникул на пароходе, она знакомится с состоятельным и обходительным китайцем старше по возрасту (Тони Люн Ка Фай). Завязавшиеся отношения быстро перерастают случайную дружбу…

Также в ролях: Лиза Фолкнер (Хелена Лагонель), Хьем Манг (отец китайца), Филипп Ле Дем (преподаватель французского языка), Анн Шауфусс (Анн-Мари Стреттер), Квач Ван Ан (водитель), Таня Торренс (директриса), Раймон Оделен (писательница в конце повествования), Ивонн Вингертер (писательница в начале повествования), До Мин Вьен (мальчик), Жанна Моро (рассказчица, озв.).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.09.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992): кадр из фильма
Как мимолётное виденье…

Ещё до того, как оказать содействие Пьеру Шёндёрфферу в съёмках военной драмы «Дьенбьенфу» /1992/, пусть не ознаменовавшей собой эстетического прорыва и не попавшей в число рекордсменов кинопроката, но ставшей важным жестом примирения бывших, скажем так, угнетателей и угнетённых, а затем – противников на поле брани, представители ДРВ приняли участие в реализации другого совместного с французами кинематографического проекта. «Любовник» погружает нас в атмосферу между двумя мировыми войнами (в канун Великой депрессии), когда крушения колониальной системы даже не предвиделось. Однако грустная ирония ситуации заключается в том, что семья главной героини, формально принадлежащая (и, более того, гордящаяся этой своей принадлежностью) к элитарному белому меньшинству, давно обеднела, если не сказать – обнищала. А любовник, не ведающий материальной нужды и получивший отличное образование в Париже, вынужден скрепя сердце подчиниться требованию отца, настаивающего на браке с китаянкой…

Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992): кадр из фильма
Знакомятся…

Жан-Жак Анно, неоднократно добивавшийся огромного (хочется сказать, феноменального) успеха на непривычном, трудно адаптируемом материале, вероятно, отдавал себе отчёт в изрядном риске, на который шёл. Иначе бы не потребовалось прибегать к такой сомнительной рекламной уловке, как уверение в интервью (позже опровергнутое), что во время съёмок эротических сцен Джейн Марч и Тони Люну Ка Фаю приходилось «для убедительности» заниматься любовью по-настоящему! Тем не менее вложенные внушительные средства (порядка $30 млн.), судя по всему, окупились – во всяком случае во Франции картина собрала аудиторию примерно в 3,1 млн. человек и неплохо прошла в иных странах, включая США1. И режиссёр по праву наслаждался художественным резонансом, не связанным лишь с откровенностью и фривольностью зрелища. Поражает то, с какой смелостью и одновременно – деликатностью показаны запретные отношения Молодой девушки и Китайца (действующие лица так и обозначены в титрах), не повторяющие конфликт шекспировской печальнейшей на свете повести и не являющиеся возвышенно-платоническими, как у Дэвида Уорка Гриффита в «Сломанных побегах» /1919/. Она, скорее, скажет ему, что не видит ничего плохого в том, чтобы прослыть шлюхой, прося за тайные свидания деньги, чем выкажет досаду из-за слов избранника, рассказывающего, что, следуя обычаям, не смог бы жениться на той, с кем вступил в интимную связь до заключения брака. Любовники вполне довольны страстными уединениями в уютной квартирке в квартале Тёлон и не стремятся к большему, не желают ничего усложнять и углублять – как минимум, сумели убедить в том друг друга и самих себя. И, казалось бы, нет повода для грусти, что девушке приходится отбыть на Родину… Но почему такой неизбывной печали исполнен финал, когда постаревшая, познавшая славу писательница спустя годы разлуки слышит в телефонной трубке признание Китайца в том, что тот ни к кому не испытывал столь же сильных чувств, – и сама вдруг осознаёт, что по-прежнему его любит?

Любовник / L’amant / The Lover / Người tình (1992): кадр из фильма
Любовники…

Предположительно автобиографический (даже если здесь уместнее говорить, по точным словам Роджера Эберта, об автобиографии воображения, а не реальной жизни) характер одноимённой книги Маргерит Дюрас, опубликованной в 1984-м году и отмеченный престижной Гонкуровской премией, требовал от авторов особого такта. Слишком велик был риск повенчать мотив пробуждения у героини чувственности с экзотикой Востока, как в знаменитой экранизации сочинения Эммануэль Арсан. Но Анно и Жерар Браш заслуживают лестных слов не только за исключительное (достойное гения импрессионизма!) мастерство погружения в потёмки чужой души, за умение узреть истинные, глубинные эмоции, отчаянно подавляемые или игнорируемые разумом; отдадим должное и утончённой работе оператора Роббера Фрессе, и сентиментальной музыке Габриэля Яреда. За частным случаем в «Любовнике» непостижимым образом проглядывают контуры эпохальных событий XX века, щедрого и на катаклизмы, и на великие свершения. Драма Молодой девушки и Китайца обусловлена тем, что, слегка опередив Время, они не отважились последовать настойчивому зову сердца, предпочтя остаться в плену расовых, социальных, идеологических, личных и прочих предрассудков, – и отказались от, быть может, самого ценного в своей жизни.

.

__________
1 – Где кассовые сборы составили $4,9 млн., причём есть основания полагать, что ещё удачнее оказались продажи и прокат видеокассет с записью фильма.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бузи Ален. Музыка Дюра // Видео-Асс Премьер. – 1991, № 6. – С. 6-7.
Машкова Анастасия. Мировой нимфетизм // Видео-Асс Известия. – 1998, № 1 (36). – С. 36-41.
Джейн Марч. Та, «что надо» // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 89-91.
Компаниченко Г. Эротиконы и эротоманы, или почти всё о сексе // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 7. – С. 34-36.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+