Люди дождя / The Rain People (1969)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Люди из дождя» / «Дождевые люди» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 101 минута.
Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола.
Автор сценария Фрэнсис Форд Коппола.
Композитор Рональд Стайн.
Оператор Билл Батлер.
Жанр: драма
Краткое содержание
Узнав, что беременна, домохозяйка Натали Равенна (Ширли Найт) оставляет спящего мужа и уезжает прочь. Она даже не задерживается у родителей, а просто едет на автомобиле куда глаза глядят, подальше от опостылевшего Нью-Йорка, и лишь изредка звонит обеспокоенному супругу. Натали соглашается подвезти Джимми Килгэннона по прозвищу «Киллер» (Джеймс Каан), в прошлом — талантливого игрока в американский футбол, который получил травму головы, что драматическим образом сказалось на его умственных способностях.
Также в ролях: Роберт Дюваль (Гордон), Мария Зиммет (Розали), Том Элдридж (мистер Алфред), Лора Крюз (Эллен), Эндрю Данкан (Арти), Маргарет Фэрчайлд (Мэрион), Салли Грэйси (Бет), Роберт Модика (Винни Равенна), Алан Мэнсон (Лу), Элеанор Коппола (жена Гордона, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.08.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Рослый, атлетически сложенный парень преспокойно сообщает Натали, что ему дали грозное прозвище «Киллер» (вероятно, из-за отдалённого созвучия с фамилией), но при личном общении оставляет впечатление большого ребёнка, наивного и доброго. Позже выясняется, что причиной этого является травма, полученная на поле, после которой Килгэннон максимум, кем мог работать, – это дворником в колледже. Судя по всему, вид бывшей «звезды» местной команды по американскому футболу с метлой в руках так сильно смущал руководство учебного заведения, что от Джимми решили избавиться, вручив тысячу долларов и попросив убраться восвояси. Надо же было миссис Равенне заполучить такого попутчика! Женщина покинула мужа даже не потому, что разлюбила, а из опасения на всю оставшуюся жизнь погрязнуть в унылом быте. Новость о беременности обостряет давние подспудные страхи и заставляет отважиться на отчаянный шаг. Вместе с тем это не только бегство от брака как от гнёта: она ощущает ещё и плотскую неудовлетворённость, жаждет вновь стать желанной, дать волю своему женскому естеству. Вот только Килгэннон совершенно не годится для интимных утех, патрульный Гордон же – и вовсе раскроется с не самой красивой стороны.
Фрэнсис Форд Коппола в начале профессионального пути успел поработать и в независимом малобюджетном кинематографе (под кураторством Роджера Кормана), и на крупных студиях, придя к выводу, что лучше всего… основать собственную кинокомпанию – American Zoetrope. Идея родилась не в последнюю очередь благодаря «Людям дождя», которые творец рискнул снимать на собственные средства ($750 тыс.), разъезжая с минимальной командой специалистов по городам и весям1. Картина не принесла баснословной прибыли, однако органично вписалась в стремительно формирующийся феномен Нового Голливуда. Режиссёр-сценарист сумел найти тонкий баланс классической («крепкой») драматургии и неизбитой монтажно-изобразительной эстетики, отмеченной печатью влияния молодых европейских экспериментаторов. Актёры (а в первую очередь – замечательная актриса Ширли Найт2, чья карьера достигла вершины и, увы, вскоре покатилась под гору) существуют перед камерой совершенно раскованно, не стесняются делиться сокровенной болью. Краткие кадры-врезки воспоминаний, вводимые преимущественно без звукового сопровождения, в давящей тишине, усиливают эмоциональное воздействие. Наконец, не может не радовать, что, рассказывая частную (посвящённую неизвестным, ничем не примечательным личностям) историю, Коппола ненавязчиво вышел на важные социально-психологические обобщения.
Джимми делится с попутчицей поэтичной фантазией о таинственных созданиях – людях, состоящих из дождя, которые, когда начинают плакать, выплакивают себя полностью. Примерно такие чувства и обуревают Натали, не могущую не последовать завету Антуана де Сент-Экзюпери – понимающую, что, хоть тресни, находится в ответе за того, кого «приручила». Миссис Равенна испытывает подспудный страх перед материнством, но… не иначе как сама судьба заставляет её взять под опеку (почти усыновить) здоровенного детину, кажущегося беззащитным, бесхитростно демонстрирующего каждому встречному носимую в кармане крупную сумму денег, однако дающего волю физической силе, если какое-то событие служит спусковым крючком – навевает воспоминания о жёсткой игре в американский футбол. Вызывает искреннее уважение честность автора, не пожелавшего сглаживать конфликт – резонно посчитавшего, что ситуация не может разрешиться кроме как трагически. Любопытно, что в работе над картиной принял участие Джордж Лукас (помимо прочего снял документальный фильм-портрет «Кинематографист» /1968/), и Фрэнсис не останется в долгу – поможет в реализации амбициозного замысла под названием «THX 1138» /1971/.
.
__________
1 – В рекламе утверждалось, что съёмки велись в восемнадцати разных штатах на протяжении пяти месяцев.
2 – Между прочим, действительно тогда ждавшая ребёнка.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий