Манон с источника / Manon des sources / Manon delle sorgenti (1986)
Другие названия: «Жан де Флоретт II» / «Jean de Florette II» (альтернативное название), «Манон с источника» / «Manon of the Spring» (международное англоязычное название).
Франция, Швейцария, Италия.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Клод Берри.
Авторы сценария Клод Берри, Жерар Браш по роману Марселя Паньоля.
Композитор Жан-Клод Пети.
Оператор Бруно Нюиттен.
Номинация на премию «Сезар» за лучший рекламный плакат.
Жанр: драма
Краткое содержание
Уголен Субейран (Даниэль Отёй) наслаждается богатством, накопленным благодаря розам, которые выращивает на участке, выкупленном совместно с дядей Сезаром (Ив Монтан) после гибели Жана Кадоре. Однако мужчина в одночасье теряет покой, узрев Манон (Эммануэль Беар, премия «Сезар») — дочку горожанина-горбуна, превратившуюся в прекрасную деву. Уголен не смеет и надеяться, что она ответит согласием на предложение руки и сердца… Да и кто знает, не придётся ли расплачиваться за совершённый бесчестный поступок…
Также в ролях: Ипполит Жирардо (Бернар Оливье), Маргарита Лосано (Батистина), Ивонна Гами (Дельфина), Тикки Ольгадо (специалист), Жан Бушо (кюре), Элизабет Депардье (Эме Кадоре), Арман Меффр (Филоксен), Пьер Нугаро (Казимир), Роже Суза (Анж).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.02.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Может показаться странным, что «Манон с источника», хотя и заняла в национальном кинопрокате второе место в сезоне, всё-таки заметно уступила (6,6 млн. проданных билетов) «Жану де Флоретт». Мало того, схожая динамика наблюдалась за океаном, где кассовые сборы составили $3,9 млн. Неужели нашлись такие, кто, ознакомившись с горестной долей Жана Кадоре, остались безразличными к дальнейшей судьбе его дочурки, а главное, не захотели испытать катарсис, узнав, чем завершилась трагедия?.. Фильмы, как и романы Марселя Паньоля, воспринимаются даже не дилогией, а единым (по отечественной терминологии, двухсерийным) произведением. За те годы, пока малышка росла, живя в пещере рядом с источником и пася коз, мало что изменилось. Уголен радовался складываемым в тайник золотым монетам, которые с готовностью платил рыночный торговец цветами, помаленьку охотился да периодически наведывался в деревню, чтобы пропустить по кружке горячительного напитка и обменяться новостями с соседями. Сказать, что его потрясла встреча с Манон, – значит ничего не сказать. Эммануэль Беар, не решавшаяся предстать обнажённой перед камерой (хотя бы и на дальнем и общем планах, с верхнего ракурса), поборола застенчивость лишь после того, как Клод Берри подал личный пример, на глазах у членов съёмочной раздевшись и окунувшись в озеро. Эти, невыразимо красивые (и, бесспорно, целомудренные) кадры уж точно не являлись прихотью режиссёра…
Другим испытанием для актрисы стала, по иронии судьбы, необходимость продемонстрировать безмерное, непреодолимое отвращение, испытываемое Манон к набивающемуся в женихи Уголену, поскольку её связывали романтические отношения с Даниэлем Отёйем. К счастью, будущий супруг оказался настолько блестящим артистом, так впечатляюще высветил убогую натуру крестьянина-единоличника, на котором грозит прерваться славный род Субейранов, что поставленную задачу в итоге выполнить удалось1. Любовь, поразившая как гром среди ясного неба, заставляет и такого ограниченного, двуличного (мнимое великодушие сразу вызвало подозрение у сообразительной девочки), непритязательного человека преобразиться. Нельзя исключать, что он дошёл бы до преступления – до подлого убийства соперника-учителя, которому ненаглядная явно благоволит. Кадры с пришиванием иголкой к груди (!) оброненной ею ленты для волос заставляют содрогнуться… И всё же племянник «Папи» находит в себе силы не поддаться зову страсти, а в конечном счёте – принимает ответственность за былые прегрешения.
Берри вслед за Паньолем выстраивает повествование по канонам классической трагедии – и неважно, что основные действующие лица не царских кровей. Сезар (то есть Цезарь) пользуется авторитетом в глазах соседей, не в последнюю очередь – благодаря богатству, накопленному предшествующими поколениями. Внушая племяннику мысль о том, что пора жениться, он рассказывает о напастях, свалившихся на фамилию, представители которой, опасаясь растранжирить состояние, норовили заключать браки внутри рода, в результате чего на свет появлялись безумцы вперемежку с самоубийцами. Одобрение коварного (предполагающего обман наивного горожанина) плана диктовалось в общем-то благими намерениями – теми самыми, коими вымощена дорога в ад. Престарелый Субейран искренне не ведал о том, что, совершая подлость, поступает во зло себе же… Ив Монтан, поначалу, невзирая на хорошие отношения с покойным Марселем, отказывавшийся от роли, воплотил по-настоящему пронзительный, по-человечески неоднозначный образ, ознаменовавший достойное завершение славной карьеры. «Жан де Флоретт» и «Манон с источников», если смотреть фильмы подряд, без перерыва, производят цельное впечатление – как глубокомысленное высказывание автора одновременно и о Франции (точнее, о сельском Провансе, отчаянно стремящемся сохранить самобытность), и о человеческой природе как таковой. Наконец, по завершении сеанса остаёшься с искренней убеждённостью в том, что прикоснулся к тайне коловращения бытия, воочию удостоверившись: жизнь, сложная, преисполненная противоречий, порой таящая беды и несчастья, справедлива по высшему счёту. Воздаяние происходит как бы само собой, вдали от взоров людей, частенько остающихся, по меткому замечанию Александра Сергеевича Пушкина, ленивыми и нелюбопытными.
.
__________
1 – По свидетельству очевидцев, Эммануэль далеко не с первого дубля сыграла в сцене, где героиня бросает грозное обвинение в лицо виновникам гибели отца.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий