Маска Зорро / The Mask of Zorro / La máscara del Zorro / Die Maske des Zorro (1998)

Маска Зорро / The Mask of Zorro / La máscara del Zorro / Die Maske des Zorro (1998): постерПолнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

США, Мексика, ФРГ.

Продолжительность 120 минут.

Режиссёр Мартин Кэмпбелл.

Авторы сценария Джон Эскоу, Тед Эллиотт, Терри Россио по сюжету Теда Эллиотта, Терри Россио, Рэндалла Джэнсона и на основе персонажей Джонстона МакКалли.

Композитор Джеймс Хорнер.

Оператор Фил Мейхью.

На премии «Оскар» номинировались: Кевин О’Коннелл, Грег П. Расселл, Пад Кьюсак (звук), Дейв МакМойлер (монтаж звуковых эффектов).

Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия, мелодрама, триллер, вестерн

Краткое содержание
1821-й год. Дон Диего де ла Вега (Энтони Хопкинс), на протяжении десятилетий сражавшийся с несправедливостью под именем Зорро, заявляет любимой супруге Эсперансе (Хульета Росен), что теперь, после рождения дочери Елены (Мария Фернандес Крус и Моника Фернандес Крус), настало время уйти на покой. Однако Дон Рафаэль Монтеро (Стюарт Уилсон), коррумпированный губернатор Калифорнии, идентифицирует личность преступника — и его арестовывают. Проходит двадцать лет, но Зорро в народе не забыли. Вернётся ли благородный мститель?..

Также в ролях: Антонио Бандерас (Алехандро Мурьетта / второй Зорро, премия публики Европейской киноакадемии, номинации на «Золотой глобус» и премию Европейской киноакадемии), Кэтрин Зета-Джонс (Элена де ла Вега), Мэтт Летчер (капитан Харрисон Лав), Диего Сандоваль (священник), Ванесса Бауче (индианка), Тони Амендола (Дон Луис), Мори Чайкин (тюремный надзиратель), Педро Армендарис-мл. (Дон Педро), Жоаким де Алмейда (генерал Санта Анна, сцены удалены при монтаже).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.01.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Маска Зорро / The Mask of Zorro / La máscara del Zorro / Die Maske des Zorro (1998): кадр из фильма
Считают своим

Главное, о чём волей-неволей сожалеешь в связи с этим фильмом, – отстранение Роберта Родригеса. Да, ещё раньше к реализации проекта был привлечён датчанин Микаэль Саломон, который предполагал занять в роли Дона Диего Шона Коннери, да и выступивший исполнительным продюсером Стивен Спилберг некоторое время присматривался к режиссёрскому креслу. И всё-таки именно постановщик «Музыканта» /1992/ и «Отчаянного» /1995/ мог не просто влить новое вино в ветхие мехи, предложив дерзкое, по-настоящему оригинальное прочтение старого мифа, а и вдобавок – явить ураганное зрелище. Официально озвученные в прессе претензии к творцу, якобы требовавшему $45 млн., притом что студия TriStar Pictures соглашалась выделить лишь $35 млн., звучат смехотворно в свете того, что итоговый производственный бюджет разросся до… $95 млн.1 Мартин Кэмпбелл развернулся так, как не позволял себе даже на бондиане! Впрочем, ещё хорошо, что родригесовскому примеру не последовал Антонио Бандерас, не устававший подчёркивать в интервью, насколько важным считает для себя сыграть Зорро – одного из самых знаменитых героев, связанных с Испанией.

Маска Зорро / The Mask of Zorro / La máscara del Zorro / Die Maske des Zorro (1998): кадр из фильма
Любовь и маска

Не так уж важно, что по сюжету Алехандро Муррьета не имеет прямого отношения к Старому Свету, в отличие от наставника, который спасает мексиканского бандита, скрывающегося от властей и ищущего способ отомстить за смерть своего брата Хоакина, и обучает подопечного всему: от тонкостей фехтования до аристократического этикета. Благородный мститель в чёрных одеяниях, скрывающий личность под чёрной маской, успел превратиться в нового Робин Гуда – пусть и стараниями не столько писателя Джонстона МакКалли, сколько кинематографистов разных поколений. В Робин Гуда с одной стороны американского (калифорнийского), но с другой – остающегося верным европейской, а точнее, испанской культуре. Отрадно констатировать, что многое из того, чем кинодраматурги Тед Эллиотт и Террио Россио позже покорят в киносериале про пиратов Карибского моря, было впервые опробовано как раз под кураторством Кэмпбелла.

Маска Зорро / The Mask of Zorro / La máscara del Zorro / Die Maske des Zorro (1998): кадр из фильма
Романтика

В новой версии симптоматично уже вынесение в название слова «маска», ибо маска оказывается, если вдуматься в хитросплетения интриги, важнее конкретной личности. Отщепенец, зарабатывавший на пропитание разбоем, преображается, словно получив по наследству статус борца с несправедливостью. Политическая интрига с поползновением Рафаэля Монтеро (Стюарт Уилсон не в первый раз воплощает образ харизматичного злодея) купить независимость Калифорнии, конечно, меркнет на фоне сложного хитросплетения персональных конфликтов. Похищение дочери покажется, наверное, не менее мерзким поступком, чем обезглавливание Хоакина Муррьеты, застрелившегося, лишь бы не угодить в лапы капитану Харрисону Лаву. Мнимому Дону Алехандро дель Кастилия и Гарсия стоило колоссальных душевных сил, чтобы пройти изощрённую проверку, устроенную офицером!.. Неудивительно, что в кульминационный момент вспыхивают не одна, а две дуэли, причём на фоне попытки взорвать, скрыв улики, золотоносный рудник вместе с десятками рабочих, запертых в камерах. «Маска Зорро», конечно, не претендовала на новое слово в экранной эстетике (авторы позаимствовали лишь отдельные постмодернистские приёмы), но по факту – получилась неплохим развлечением в рамках приключенческого жанра. К счастью, дальнейшему сотрудничеству Бандераса с Родригесом кэмпбелловская картина не помешала.

.

__________
1 – Другое дело, что затраты уверенно окупились, поскольку общемировые кассовые сборы составили $250,3 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+