Мэри Поппинс, до свидания / Meri Poppins, do svidaniya (1984) (ТВ)
Другие названия: «Мэри Поппинс, до свидания» / «Mary Poppins, Goodbye» (международное англоязычное название), «Леди Совершенство» (название первой серии), «Неделя кончается в среду» (название второй серии).
СССР.
Продолжительность 141 минута.
Режиссёр Леонид Квинихидзе.
Автор сценария Владимир Валуцкий по мотивам произведений Памелы Линдон Трэверс (в титрах как П. Трэверс).
Композитор Максим Дунаевский.
Оператор Валентин Пиганов.
Жанр: семейный фильм, кинофантазия, мюзикл
Краткое содержание
В Лондоне, на Вишнёвой улице, в доме № 17, проживает семейство Бэнксов: папа-бизнесмен Джордж (Альберт Филозов) с женой-домохозяйкой (Лариса Удовиченко), а также их дети Майкл (Филипп Рукавишников, вокал Светлана Степченко) и Джейн (Анна Плисецкая, вокал Светлана Степченко). Кроме того, во дворе обретается Роберт Робертсон (Лембит Ульфсак, озв., вокал Павел Смеян), брат супруги, безработный музыкант и поэт-песенник. Родителям срочно нужно найти няню, причём за самое низкое жалованье. По размещённому в газете объявлению приходит удивительная женщина — Мэри Поппинс (Наталья Андрейченко, вокал Татьяна Воронина), воистину леди Совершенство…
Также в ролях: Олег Табаков (мисс Юфимия Эндрю, 2 серия), Ирина Скобцева (миссис Кэти Ларк), Зиновий Гердт (адмирал Генри Бум), Марина Нудьга (мадам Корри), Гали Абайдулов (сир Людовик, кот), Семён Соколовский (мистер Уилкинс), Игорь Ясулович (мистер Смит), Леонид Каневский (Боб Гудетти), Эммануил Левин (полисмен), Артём Карапетян (полисмен, озв.), Юрий Мороз (почтальон), Илья Рутберг (чиновник, 2 серия), Павел Бабаков (мясник), Владимир Карклиньш (Нелей).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.11.2020
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Проект носил, что уж скрывать, авантюристичный характер. Да, возможности творческого объединения телевизионных фильмов «Мосфильма» позволили выстроить неплохие натурные декорации1 и задействовать убедительный (скажем так, в меру условный) реквизит. Но в целом-то авторы располагали несопоставимо меньшим финансовым и организационным потенциалом, чем Роберт Стивенсон, в чью версию «Мэри Поппинс» Уолт Дисней не поскупился вложить кругленькую сумму американских долларов. С постепенным распространением видео, в том числе в СССР, отечественные умельцы рисковали нарваться на насмешки рядовых зрителей!.. Однако Леонид Квинихидзе словно и не собирался соревноваться с заокеанским коллегой (не сказать чтобы крупным художником, зато крепким ремесленником), словно учтя опыт невезучего финансиста мистера Бэнкса, познавшего на себе прелести капиталистической конкуренции. Он не стал прибегать даже к незатейливым комбинированным съёмкам (довольствовался тривиальными монтажными приёмами), не говоря уже о введении элементов рисованной мультипликации. Так, если пернатые (ворон или попугай сэр Томас из Нижнего Какаду) говорят человеческими голосами, то нет и намёка на имитацию артикуляции, а мисс Эндрю, уменьшенная и помещённая Мэри в птичью клетку, превращается в куклу-марионетку. Всё просто и… изящно! Вместе с тем на наших глазах рождается магия киноискусства – и на сеансе совершенно не замечаешь, как подпадаешь под обаяние ленты.
Хотя на заглавную роль пробовалась Анастасия Вертинская, приглашение Натальи Андрейченко (с подачи композитора Максима Дунаевского, с которым она состояла в браке) оказалось удивительным, стопроцентным попаданием. Роль так и осталась пусть не вершинной, но вне всяких сомнений – самой популярной в активе актрисы, впоследствии пробовавшей строить профессиональную карьеру и в США. Не менее любопытно, что образ Майкла воплотил Филипп Рукавишников, который, правда, пойдёт по стопам отца-скульптора Александра, а не мамы-балерины Ольги, притом что его партнёрша Анна Плисецкая – достойно продолжит дело славной династии. За хореографию, к слову, отвечал её дядя Азарий, и танцевальные номера (особенно бал, устроенный в честь дня рождения мисс Поппинс) исполнены грации и красоты. И всё-таки куда лучше публике запомнились песни, озорные, сочащиеся юмором абсурда, проникнутые духом весёлого баловства, непередаваемо жизнерадостные. Вот тут мы и подобрались к главному.
Не исключено, что в лукавом утверждении режиссёра, специалиста по мюзиклам и киноопереттам, уверявшего, что в первую очередь адресовал свой фильм взрослой, а не юной части аудитории, наличествует доля истины. Данная во вступительных титрах характеристика («фантастическая история, некогда рассказанная П. Трэверс и заново изложенная в наши дни») позволила сценаристу Владимиру Валуцкому не просто вольно обойтись с текстом первоисточника, блистательно переведённого Борисом Заходером, но и придать действию сатирическое звучание. При всей кажущейся условности реалии современной (на тот момент) Англии нет-нет да и пробиваются на экран. Землетрясение в Нижнем Какаду отзывается на материальном благополучии мистера Бэнкса, неудачно вложившегося в акции, а затея с постройкой семейного бункера в ожидании вторжения НЛО плавно перерастает в мероприятие по поиску на участке нефти и газа (и скверно заканчивается). Отдельного упоминания заслуживает Лембит Ульфсак, создавший едкий шарж на типичного западного бунтаря, выросшего, но так и не расставшегося с детством – наивно полагающего, будто сумеет изменить мир песнями протеста. Интересно, кто послужил актёру прототипом? Вряд ли Джон Рид или Виктор Хара: оба не похожи ни внешне, ни манерами. Может, Джон Леннон? Или американец Джон Денвер, который вскоре (в 1985-м году) даст в Советском Союзе серию концертов?.. Впрочем, из трогательного финала недвусмысленно явствует, что знакомство с леди Совершенством, прилетевшей на зонтике, должно бы послужить солидным людям поводом в кои-то веки встретиться с самими собой в давно забытом нежном возрасте.
.
__________
1 – На территории киностудии даже есть небольшой водоём, выданный за расположенный в парке пруд с беседкой.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Мэри Поппинс Мценского уезда // Экран. – 1994, № 02-03. – С. 18-20.
Машкова Анастасия. Леонид Квинихидзе. Гиперболоид режиссёра // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 88-89.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий