Месть ниндзя / Revenge of the Ninja (1983)
Маслов Алексей. Удел терпеливых // Техника – молодёжи. – 1990, № 11. – С. 38-41.
Тайны боевых искусств
Утром 1540 года в одной из многочисленных комнат замка, принадлежащего известному самураю Фугаси, слугам открылось страшное зрелище: в луже крови на татами лежало тело их хозяина. Вероятно, Фугаси даже не увидел своих убийц. Чуткий слух самурая не потревожил ни один звук – его убили спящим. Удивительным оказалось и другое – воины охраны лежали тут же, перебитые столь быстро, что даже не успели обнажить мечи. У некоторых на теле не было ран, но остекленевшие глаза застыли в ужасе. Чудовищное событие поражало и тем, что все двери были заперты изнутри, а сам замок представлял собой крепость, окруженную высокими стенами и глубоким рвом. У каждой двери, ведущей в покои Фугаси, стояла стража, так и не заметившая ни одного постороннего.
Алексей МАСЛОВ,
востоковед
Удел терпеливых
38
НИНДЗЯ… КОТОРЫХ НЕТ?
Кто же пробрался по лабиринту замковых покоев, умертвил его обитателей, да так, что ни один из опытных воинов не поднял тревогу? Тогда эта загадка осталась неразгаданной.
Сам факт убийства в средневековой Японии, раздираемой клановыми распрями, был не удивителен, однако характер удавшегося покушения и его загадочность породили немало слухов. Говорили о призраках-убийцах, обитающих в подвалах замка и проникших сквозь решетчатые бойницы в покои Фугаси, о духах мертвых, мстящих самураям за свою смерть. В то, что подобное могли совершить люди, верилось с трудом…
Почти через два столетия после этого события кортеж самурая Сегу ми направлялся в столицу. Дорога шла по опушке леса. Авангард охраны скрылся за поворотом, следом – Сегуми. Когда и свита сделала поворот, ей открылась поистине мистическая картина – на лошадях сидели два воина… без голов. Сам же самурай исчез, а его лошадь в испуге задирала морду вверх. Подняв взоры, охранники увидели тело их господина, повешенное на суку ели, наклонившейся над дорогой. Кто же сумел за несколько секунд расправиться с тремя сильными воинами? Поиски убийц в лесу ничего не дали.
Оба загадочных убийства уже в наше время были отнесены на счет ниндзя, которых еще называют разведчиками-невидимками, специалистами по тайным убийствам, шпионами, не оставляющими следов, средневековыми лазутчиками. Однако правильный перевод более прост и емок – «терпеливые», а учение, которое они практиковали, – ниндзюцу – переводится как искусство быть терпеливым. Ниндзя слыли мастерами всех видов оружия, блестящими кулачными бойцами, знатоками многочисленных ядов, гениями маскировки, способными укрыться от врагов даже в чистом поле.
…Лунная ночь. На мшистой скале небольшая буддийская кумирня. Человек, закутанный с головы до ног в плащ, приоткрывает узкую дверь, входит внутрь, приближается к статуе Будды, лицо которого застыло с насмешливо-загадочной улыбкой. Человек возжигает благовония, произносит имя своего врага и молит Будду об отмщении. Затем он кладет в небольшое углубление перед статуей деньги или золотые украшения и незаметно выскальзывает наружу. Через несколько дней его соперник будет убит. А если нет, то напрасно ждать покушения – Будде пока не угодна смерть. Надо искать другую кумирню и все повторять заново. Эти кумирни принадлежали одному из «кланов смерти»– ниндзя, которые таким скрытым образом общались со своими клиентами и заключав с ними договора об убийствах.
Похоже, не все в этих историях выдумки. Нечто подобное происходило совсем недавно. Во время американской оккупации Японии контрразведка Страны восходящего солнца наняла особую группу людей, тренировавшихся по системе ниндзя. Они должны были ликвидировать командующего американскими войсками в Японии генерала Дугласа. Лишь великолепная система охраны сорвала покушение.
Есть данные, что и американские спецслужбы, в свою очередь, стали активно использовать опыт слежки и тайных убийств ниндзя. Например, в мае 1980 года посольство Ирана в Лондоне захватила группа иранских террористов. Они требовали от аятоллы Хомейни отпустить 91 политического заключенного и независимость одного из регионов страны. Террористы заявили, что если их ультиматум не примут, они будут казнить по одному заложнику каждые полчаса. Положение стало критическим после убийства двоих. Говорят, для штурма посольства использовалось подразделение Специальной воздушной службы, бойцы которого были одеты в черные костюмы с закрытыми лицами – униформу ниндзя. Род Дункан – один из лучших американских специалистов по ниндзюцу – признал в действиях этого подразделения почерк ниндзя. В ходе стремительной атаки три террориста были убиты, остальные даже не успели оказать сопротивление. Вся операция, проведенная почти бесшумно, заняла лишь несколько минут.
Вообще если раньше о принадлежности к клану ниндзя говорить было не принято, даже опасно, то сейчас сотни западных секций ниндзюцу зазывают к себе учеников. Ниндзя (хотя бы по названию) сегодня может стать почти каждый. В журналах широко рекламируется их униформа: темные обтягивающие костюмы, маски, закрывающие нижнюю половину лица, особые «когти» на руки и ноги, позволяющие лазать по практически гладким поверхностям, метательные звезды-сюрикены, короткие и длинные мечи, цепи, боевые серпы и многое другое. Нетрудно купить и общедоступные учебники, в которых описано все – начиная от способов передвижений до использования особых комбинаций пальцев, устанавливающих в теле человека свободный ток жизненной энергии ки (китайское – ци). Патриарх американских ниндзя Стивен Хейс издает многотомное пособие по технике ниндзюцу. Всплеск интереса к этому загадочному боевому искусству подстегнули и многочисленные фильмы с участием Се Косюги – «Месть ниндзя», «Ниндзя-убийца» и т.д.
И у нас появились доморощенные ниндзя довольно неумелое копирование образов, созданных на экране Се Косюги, – демонстрирующие забавную смесь из приемов каратэ, любительского у-шу и собственной фантазии.
Однако есть малоприметный факт, затерявшийся среди душераздирающих историй о ниндзя. Дело в том, что в документах японского средневековья… нет никаких упоминаний о ниндзя! А ведь по всем многочисленным рассказам именно на этот период приходится пик их активности… Попробуем разобраться, были ли ниндзя вообще, а если они действительно существовали, то какие. Чем они занимались, ради чего пускались в опасные авантюры?
В середине 1970-х годов японец Масааки Хацуми публично заявил, что он является преемником в 34-м поколении и руководителем одной из последних оставшихся школ ниндзюцу Тогакурэ-рю. Даже в Японии не многие в то время слышали о таком боевом искусстве, и, вероятно, Хацуми не рассчитывал на широкую популярность.
Американский энтузиаст восточных единоборств Стив Хейс, узнав о необычной системе, приехал в город Нода, где преподавал Хацуми, чтобы стать его учеником. Японца заинтересовал первый американец, явившийся в его школу, и вскоре Хейс – единственный западный человек в школе ниндзюцу – получил звание «утидэси»–личного ученика в доме наставника. Система Тогакурэ-рю не была некой застывшей глыбой традиций или каноническим набором приемов, она постоянно изменялась самим Хацуми и его ближайшими учениками. Хейс изучал приемы рукопашного боя, взятые в основном из арсенала каратэ; искусство владения мечом, алебардой, пикой, любыми подручными средствами, которые в руках опытного мастера становились эффективным оружием, – палочками для еды, обрывками веревки, заточенными монетами, иглами и многим другим.
Вернувшись в США, Хейс стал преподавать освоенное искусство. Появились публикации, где он был назван «первым американским ниндзя». Именно с его слов Запад впервые узнал о ниндзюцу – о его истории, философии, структуре, технике и целях. Узнал и безоговорочно поверил, как в рациональное зерно системы, так и в многочисленные выдумки.
Расцвет современного ниндзюцу пришелся на начало 80-х годов, когда интерес к каратэ стал понемногу спадать – во многих европейских странах осознали, что оно стало спортом высших достижений со всей сопутствующей атрибутикой: чемпионатами мира и Европы, сборами и семинарами, методикой спортивной подготовки. Тогда явилось «искусство терпеливых», далекое от соревнований, полное загадок и мистики.
Патриарх Хацуми считает, что истинное ниндзюцу – это гармоничное развитие духовного и физического начал в человеке, раскрытие его безграничных возможностей. Но если обретение физической силы и выносливости, а также общих боевых навыков доступно практически всем, то духовный аспект ниндзюцу может открыться лишь тем, в ком сочетаются врожденные таланты,
39
преданность делу, терпение и уважение к учителю.
Современное обучение в школе Тогакурэ-рю включает 8 частей: бой без оружия; прыжки; бой с помощью деревянной палки; использование холодного оружия и броски; бой с помощью цепи и меча; освобождение от пут и проникновение в закрытые помещения; искусство маскировки и, наконец, военная стратегия. Все обучение разбито на три уровня. На первом осваиваются простейшие методы боя «голыми руками», развиваются основные группы мышц и сухожилий. Будущие ниндзя приобретают особую гибкость, прыгучесть. Тренировки с самого начала крайне суровы, и многие новички не выдерживают нагрузок. Они учатся падать на жесткий пол, проползать по-пластунски большие расстояния. Опытный ниндзя, как гласят устные предания, мог преодолеть за день до 300 км. Их учат бесшумно двигаться и ускользать от засад. Это уровень подготовки генина – разведчика и бойца, овладевшего всеми базовыми навыками. Согласно легендам, тренировки ребенка начинались с момента его рождения (хотя, вероятнее, с 5–6 лет). К 14–15 годам подросток мог стать уже зрелым генином.
Второй уровень соответствует определенному развитию психических способностей и называется тюнин. Ниндзя должен различать 5 душевных состояний (го дзе) своих противников: тщеславие, трусость, горячность, леность, мягкотелость и использовать 5 желаний (го йоку): голод, секс, удовольствие, жадность, гордыню. Опытный боец, зная природу этих чувств, оборачивает их против соперника. Тюнин уже может преподавать базовую технику. «Учитесь чувствовать», – говорят наставники обучающимся на втором уровне. Как может ниндзя, достигший его, избежать опасности, поджидающей в пути? Вступит в поединок? Устроит ловушку сопернику? Нет, он просто не выйдет из дому, почувствовав неладное. Победа приходит без боя…
Достигший третьего – высшего уровня – зовется дзенин. Он преемствует сам дух «великого учения терпеливых». Ему известны 9 тайных ступеней к просветлению. Каждой из них соответствует свое мистическое переплетение пальцев и особый звук, позволяющие сочетать духовную энергию человека и универсальный разум Неба.
Считается, что истинный ниндзя не только блестящий боец, способный бесшумно устранить своего соперника, уйти от погони, парализовать конечность нападающего одним касанием, но и мудрец, осознающий свою жизнь как акт высокого творчества. Например, Масааки Хацуми – прекрасный каллиграф и знаток классической японской поэзии. Признаемся, это не очень вяжется с образом ниндзя, известным из кинобоевиков и бульварных брошюр.
Такова единственная известная в мире школа ниндзюцу Тогакурэ-рю, заявившая о себе совсем недавно и, увы, не стремящаяся подтвердить свою древнюю историю какими-либо источниками. Однако факт остается фактом, в ней готовятся умелые и духовно развитые современные ниндзя. Интересно, похожи ли они на своих давних предшественников?
ЧЕМ ДРЕВНЕЕ, ТЕМ ИСТИННЕЕ?
Многие исследователи связывают возникновение ниндзюцу с китайскими боевыми искусствами. Действительно, они оказали решающее влияние на формирование каратэ и некоторых других видов восточных единоборств. В у-шу существуют особые разделы ударов и воздействия на активные точки, способные привести к смерти, обмороку или частичной парализации противника. Практиковалось в Поднебесной и применение всех подручных средств в качестве оружия.
…В 1620 году в город Эдо (сегодняшний Токио) приехал из Китая знаток философии, каллиграфии, мастер у-шу Чэнь Юаньюнь (1587–1671). Долгое время он обучался в Шаолиньском монастыре в Хэнани, однако, приехав в Японию, никого не посвящал в свое боевое искусство. Китаец поселился в небольшом монастыре Кокусеги, почти все время проводил в затворнических раздумьях и чтении старых книг. Лишь изредка он выходил из дома, чтобы дать уроки каллиграфии и конфуцианской философии придворной знати и самому сегуну (князю).
Так прошло 5 лет. Но однажды вечером Чэнь Юаньюнь возвращался от правителя Эдо после очередных занятий. Он мерно вышагивал по улицам пустынной столицы, погруженный в свои мысли. За ним следовала охрана – три воина, каждый из которых был вооружен двумя мечами. Внезапно небольшой отряд атаковали бандиты с палками, ножами, короткими мечами в руках. Охрана была тут же обезоружена. И вдруг доселе невозмутимый философ сделал несколько хитроумных передвижений, и двое нападающих лишились оружия. Бандиты оторопели, даже не поняв, каким образом монах выбрался из плотного окружения. Увидев, что еще один разбойник корчится от боли, нападающие рассеялись.
Чэнь, не проронив ни слова, пошел дальше, а пристыженные воины последовали за ним. Они стали упрашивать философа показать им его необыкновенное искусство, но тот хранил молчание. Они прождали всю ночь перед воротами монастыря. Наконец Чэнь, видя искренность их помыслов, согласился, предупредив, что его искусство не для слабых душ. Одного из воинов он обучал броскам шуайцзяо, другого – заломам, захватам и удушениям, третьего – ударам по жизненно важным точкам. Легенда гласит, что соединение всех трех стилей стало основанием некоторых школ ниндзюцу.
И все же в Китае прямого аналога ниндзюцу не было. Скорее всего корни надо искать в самой Японии, хотя, безусловно, не обошлось без китайского влияния.
Японские версии утверждают, что ниндзюцу зародилось в Стране восходящего солнца в VI веке, вскоре после проникновения в нее буддизма из Китая и Кореи. Конечно, было бы приятно считать, что «искусство терпеливых» имеет столь глубокие корни, но это, пожалуй, вымысел. Во-первых, в известных хрониках того периода мы не найдем даже косвенных указаний на ниндзюцу. Во-вторых, надо помнить о специфике Востока. В Китае и Японии считается, что чем древнее явление, тем оно ценнее. А раз ниндзюцу пережило столько веков, то уже одно это доказывает его ценность.
Уже с VI–VII веков в Японии было известно многое, что впоследствии взяли на вооружение ниндзя, например, изготовление и использование ядов, бой подручными средствами. Из буддизма приходят особые положения пальцев (мудра) и произнесение звуков (мантра), наполненных мистическим смыслом. Тогда же появляются знаменитые монахи-воины – ямабуси, воплощавшие собой дух отшельничества и мудрости. Они странствовали по Японии либо жили в горах, занимались самовоспитанием. Ямабуси великолепно владели всеми видами боевого искусства и нередко в периоды запрета на хранение холодного оружия обучали крестьян кулачному бою.
С усилением централизованной власти в VII–VIII веках возникает спрос на умелых шпионов и лазутчиков. Устные традиции передают, что именно тогда возникла первая школа ниндзюцу – Ига. Она образовалась недалеко от Киото и принадлежала клану Хат-тори. Члены школы многому учились у ямабуси, однако в отличие от горных отшельников-воинов активно использовали знания для шпионажа в пользу своего хояина. Самого названия «ниндзя» тогда не существовало, и те, кого принято считать родоначальниками ниндзюцу, сильно отличались от мифологизированных персонажей. Они состояли на службе у господина, работали по найму и не задумывались, что такое «духовность».
К началу XII столетия в Японии наступил период кровавых междоусобиц. Самураи еще с большим усердием принялись за боевые искусства. Их практика в основном включала искусство владения копьем (содзюцу), фехтование на алебардах (нагината), стрельбу из лука (кодо), искусство владения мечом (кэндо), искусство верховой езды и бой на коне (бадзюцу). Шпионы, состоявшие при воюющих кланах, немало переняли из воинской подготовки самураев, однако устранили многие ритуальные элементы, не несу-
40
щие практического значения в бою. Использовали лишь то, что позволяло быстро одержать победу и избежать опасности. Если самурай не мог нарушить ритуал, так как все время находился на виду, да и вообще речь шла о его чести и духовности, то для шпионов проблемы морали, а тем более чести, не существовали.
Кроме того, само оружие накладывало отпечаток на технику ведения боя. Настоящий самурайский меч-катана стоил страшно дорого. Его изготавливали в течение нескольких лет, технология предусматривала последовательное наложение сотен слоев друг на друга и их тщательную проковку. Слои содержали разное количество углерода, их вязкость была неодинакова. В умении подобрать эти слои и заключался секрет изготовления катаны.
Естественно, катана – «душа самурая» – был недоступен лазутчику. Шпионы пользовались малыми мечами – легкими и более хрупкими. Искусство владения катаной проявлялось в татикадзе количестве махов мечом. Их должно быть как можно меньше, а оптимальным вариантом считалось убить соперника одним ударом, едва вынув катану из ножен. Легкий меч ниндзя не позволял наносить таких сокрушительных ударов, зато его можно было вращать и перебирать в руке, что делало технику более разнообразной и скоростной. Опытный ниндзя вращал меч с такой скоростью, что перед его корпусом возникал как бы защитный барьер, преграждавший путь стрелам.
Феодальные войны XII века усилили роль наемных телохранителей и знатоков шпионажа, а последующий период японской истории–Кимакура (1185– 1333) стал временем возникновения многих школ ниндзюцу. (Хотя этого термина еще нет, но для простоты будем его применять.) Каждая деревня выделяла в дружину самурая-феодала людей: копьеносцев, пеших воинов, слуг. Часть из них превращалась в самураев низшего ранга, прозванных асигару – легконогие. Они-то и были прообразом тех, кого мы называем сегодня ниндзя.
Со временем они стали образовывать кланы. Бойцы могли быть связаны родственными узами. Но превыше самого близкого родства была присяга. Она связывала клан строгой дисциплиной, основанной на подчинении младших старшим и соблюдении ритуалов самурайского общения. Тогда появилось разделение на три категории – гении, тюнин и дзенин. Непосредственными исполнителями саботажа, убийств, шпионажа были генины, а разрабатывали операции, руководили мелкими группами тюнины. Дзенины стояли на вершине этой иерархии.
Кланы зачастую формировались и в деревнях – для обороны родного очага от набегов бандитов и удалых бродячих самураев. Между деревенскими ниндзя и самураями нередко происходили жестокие стычки. Чтобы не быть узнанными, простолюдины прикрывали лица масками из темной материи, оставляя открытыми лишь глаза. Отряды самообороны нередко нанимались и для сведения счетов между самураями.
Если ниндзя попадал в плен, наказание для него было крайне жестоким – его заживо варили в кипящем масле. Труп вывешивался на стене замка в качестве назидания, причем самураи гордились большим количеством неудавшихся покушений на них. Это говорило об их неуязвимости и о том, что «их берегут духи».
42
Добавить комментарий