Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939)

Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Мистер Смит отправляется в Вашингтон» (вариант перевода названия), «Сенатор» (СССР: кинопрокат), «Мистер Смит едет в Вашингтон» Фрэнка Капры» / «Frank Capra’s Mr. Smith Goes to Washington» (полное название).

США.

Продолжительность 129 минут (телевизионная версия – 120 минут).

Режиссёр Фрэнк Капра (номинация на «Оскар»).

Автор сценария Сидни Бакмен (номинация на «Оскар») на основе истории Льюиса Р. Фостера (премия «Оскар»); при участии Майлса Коннолли (без указания в титрах).

Композитор Дмитрий Тёмкин (номинация на «Оскар»).

Оператор Джозеф Уокер.

Также на «Оскар» номинировались: Лайонел Бэнкс (художник-постановщик), Джон П. Ливэдэри (звук, запись), Джин Хэвлик, Аль Кларк (монтаж).

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Для Джефферсона Смита (Джеймс Стюарт, номинация на «Оскар»), президента общества «Мальчиков-рейнджеров» и главного редактора газеты для детей, становится большим сюрпризом, что именно его кандидатуру выдвигают от штата в Сенат — на смену скоропостижно скончавшемуся Сэму Фоули. Покровителем и наставником новичка становится сенатор Джозеф Харрисон Пэйн (Клод Рейнс, номинация на «Оскар»), искушённый политик с безупречной репутацией. Джеффу невдомёк, что причиной такого решения является именно отсутствие опыта и наивность воззрений: конгрессменам, отстаивающим интересы влиятельного Джима Тейлора (Эдвард Арнольд), нужен человек, который бы голосовал, как укажут, не задавая лишних вопросов. Однако это — не в характере приехавшего в Вашингтон мистера Смита!

Также в ролях: Джин Артур (Кларисса Сондерс), Гай Кибби (губернатор Губерт Хоппер), Томас Митчелл (Диз Мур), Юджин Пэллетт (Чик МакГанн), Бьюла Бонди (Ма Смит), Г. Б. Уорнер (сенатор Эгню), Гарри Кэри (президент Сената, номинация на «Оскар»), Астрид Оллвин (Сьюзан Пэйн), Рут Доннелли (миссис Хоппер), Грант Митчелл (сенатор МакФерсон), Портер Холл (сенатор Монро), Стэнли Эндрюс (сенатор Ходжес, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.07.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939): кадр из фильма
Мистер Смит в Вашингтоне

Фрэнк Капра пережил немало нервных минут в ожидании того, как встретят его постановку. Затронутые авторами проблемы казались настолько злободневными, что голливудские кинокомпании предложили владельцам Columbia Pictures $2 млн. (сумма с лихвой перекрывала солидный производственный бюджет, составивший $1,5 млн.) в обмен на обязательство не выпускать фильм в кинопрокат – из страха санкций со стороны властей. И действительно, грандиозная премьера в столичном Constitution Hall, на которую пригласили четыре тысячи гостей, включая многих конгрессменов, не обошлась без скандала. Режиссёра особенно задело, что среди сенаторов, в негодовании прервавших сеанс и покинувших кинозал, был Бёртон Кендалл Уилер, чья биография (в первую очередь – разоблачения администрации Хардинга) послужила источником вдохновения. Кинематографистам пришлось выслушать массу обвинений в пропаганде антиамериканских и прокоммунистических идей, однако это в общем-то не помешало (помогло?!) триумфу. Вероятно, и сам замысел вызывал подозрения, если представители движения бойскаутов Америки не разрешили использование названия организации, вынудив задействовать вымышленных «Мальчиков-рейнджеров». Помимо превосходных коммерческих результатов1, обеспечивших ленте второе место по итогам сезона и третье (после «Унесённых ветром» /1939/ и «Белоснежки и семи гномов» /1937/) – за десятилетие, следует упомянуть одиннадцать номинаций на премию «Оскар». По иронии судьбы, Льюис Р. Фостер оказался отмечен престижной наградой за оригинальную историю (неопубликованный рассказ «Джентльмен из Монтаны»), а Сидни Бакмен – уступил конкурентам в категории «Сценарий».

Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939): кадр из фильма
Осеняет идея

Капра, обладавший до войны репутацией едва ли не ведущего мастера «фабрики грёз», наиболее точно отразив на экране дух рузвельтовского «Нового курса», не без оснований ставил себе в заслугу, что его детище попало под запрет в нацистской Германии, фашистской Италии, франкистской Испании, да и в европейских странах с менее суровыми режимами в дублированных версиях зачастую менялся смысл диалогов. Данное обстоятельство служило дополнительным доказательством того, что при всей остроте «Мистер Смит едет в Вашингтон» – пугает диктаторов, поскольку направлен не против, а в поддержку буржуазных демократических институтов, отстаивая мысль, что существующие властные механизмы всё-таки дают возможность бороться со злоупотреблениями. Интересно, знал ли Фрэнк о высокой оценке коллег из СССР (в частности, Сергея Эйзенштейна) и о выпуске картины с субтитрами в советский прокат в октябре 1947-го, в одной из первых партий «трофейных» кинопроизведений? Заметим, что это состоялось позже печально известной Фултонской речи Уинстона Черчилля, обнаружившей намерения администрации Гарри Трумэна – лишившей иллюзий относительно наших вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции.

Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939): кадр из фильма
Доводы в защиту демократии

Изначально, подключившись к реализации проекта взамен Рубена Мамуляна, Фрэнк Капра разрабатывал историю в качестве продолжения другой замечательной драматической комедии, «Мистер Дидс переезжает в город» /1936/, – планам помешала занятость Гэри Купера. Тем не менее он вновь с блеском применил повествовательный приём, заставляющий вспомнить о наследии эпохи Просвещения. Мистер Смит, с гордостью носящий имя, полученное, надо полагать, в честь третьего Президента США, своей наивностью вперемежку с восторженным восприятием окружающей реальности не уступит вольтеровским Кандиду и «простодушному» Гурону. Вспомним, с каким выражением лица свежеиспечённый сенатор ездит на экскурсии по достопримечательностям столицы, как благоговеет при виде залитого огнями Капитолия – и как стесняется на официальных мероприятиях. Даже характеристика «большой ребёнок» не покажется в данном случае оскорбительной, особенно с учётом того, что его юные последователи активно ввязываются в напряжённую, и отнюдь не безопасную, политическую борьбу (режиссёру не откажешь в прозорливости!). С другой стороны гость Вашингтона бурно реагирует на любые проявления подлости, начиная с гнусной выходки своры газетчиков. Джефф признаёт собственную неосведомлённость в законодательстве и действующих процедурах, зато – обладает обострённым чувством справедливости. Не иначе, как провидению было угодно, чтобы его невинная (проникнутая патриотическим духом, необременительная для избирателей в денежном плане) инициатива вошла в непримиримое противоречие с интересами капитала, персонифицированного в Джиме Тейлоре. И могущественный делец, обладающий колоссальными финансовыми ресурсами, контролирующий (через аффилированные СМИ) общественное мнение в целом штате, обрушивает на правдоискателя всю мощь политической машины.

Мистер Смит едет в Вашингтон / Mr. Smith Goes to Washington (1939): кадр из фильма
Когда исчерпаны доводы

Показанное в фильме ловкое «проталкивание» законопроекта о строительстве злополучной дамбы, позволяющем обогатиться Тейлору, заблаговременно скупившему через подставных лиц окрестные земли, является прямо-таки иллюстрацией к ленинской максиме о политике как концентрированном выражении экономики. Не менее убедительно обрисованы подлинно фарисейские обычаи, утвердившиеся в стенах Сената, а миф о свободе прессы подвергается хлёсткому осмеянию. Всё, буквально всё (и прямо, и косвенно) указывает на то, что у новичка, устроившего стихийную обструкцию, нудно цитируя Декларацию независимости, Конституцию и даже Библию, никаких шансов на победу. И надо обладать редкостным капровским талантом2, чтобы мало-мальски убедительно обосновать хеппи-энд. Но даже если принять позиции режиссёра, всё равно очевидно, что победила отнюдь не система – одержало верх упорство (нет, настоящее упрямство на грани фанатизма!) конкретной личности. Джеффу, строго говоря, повезло, что у Пэйна сдали нервы – и взыграли остатки совести. Как будто такое происходит часто… Между прочим, режиссёр отснял кадры возвращения мистера Смита в родные края, под радостные крики земляков, однако материал в картину не вошёл: в противном случае и без того небесспорная развязка показалась бы совсем фальшивой. В завершении, отмечая достижения Фрэнка, внёсшего заметную лепту в освоение специфики нового, звукового киноискусства (в частности, выработку методики съёмок на несколько кинокамер с параллельной записью источников шумов), всё же не могу не отметить одного странного аспекта. Приоритет выбора лучших дублей оказался настолько незыблемым, что Джин Хэвлик и Аль Кларк (кстати, тоже номинированные на «Оскар») не смутились даже возникающими монтажными скачками. Причём в их случае приём воспринимается немотивированным, «нечаянным», а потому раздражающим – не в пример работам советских авангардистов Дзиги Вертова и Александра Довженко3, не говоря уже о шедевре Жана-Люка Годара, с чьего эксперимента традиционно ведёт отсчёт современная практика достаточно широкого использования джамп-катов.

.

__________
1 – Фигурируют цифры в $9 млн. кассовых сборов и $3,5 млн. прокатной платы.
2 – Отдадим должное и Джеймсу Стюарту, понимавшему исключительную важность фильма для профессиональной карьеры.
3 – Имеются в виду «Человек с киноаппаратом» /1929/ и знаменитый фрагмент в «Арсенале» /1929/ с чередой укрупнений плана лица персонажа.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+