Молодой мастер / Shi di chu maa / The Young Master (1980)
Другие названия: «Младший брат уходит» (вариант перевода оригинального названия) / «See dai chut ma» (Гонконг: название на кантонским диалекте), «Молодой мастер» / «The Young Master» (международное англоязычное название).
Гонконг.
Продолжительность 105 минут (сокращённая версия – 101 минута, версия, дублированная на английский язык, – 90 минут).
Режиссёр Джеки Чан.
Авторы сценария Джеки Чан, Тин-Чи Лау, Кинг Санг Танг, Лу Тунг.
Оператор Чин-Чу Чэн.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, комедия
Краткое содержание
Мастер Тхинь (Тянь Фэн) возлагает большие надежды на А Луна (Джеки Чан) и его младшего брата Кёна (Вай Пак), известных как Дракон и Тигр, в предстоящем выступлении — в исполнении традиционного танца льва. Как ни печально, награду завоёвывают воспитанники конкурирующей школы боевых искусств. Наставник вымещает гнев на подопечных, обвинив сирот, которых подобрал на улице и приютил, в неблагодарности. Не сдержав обиды, Тигр уходит. Учитель отправляет Дракона на поиски брата, опасаясь, как бы тот не попал в неприятности. Но уже поздно…
Также в ролях: Юань Бяо (сын Сан Куна / четвёртый брат), Хван Ин Сик (мастер Ким), Лили Ли (дочь Сам Куна Сау), Ши Кьен (старший полицейский Сам Кун), Фун Хакъон (подручный Кима), Лэй Хойсан (подручный Кима), Фун Фун (А Сук), Фань Мэйшэн (Бык).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 11.04.2022
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Достойно искреннего удивления то обстоятельство, что вторая постановка Джеки Чана, оказавшаяся первым проектом, реализованным для кинокомпании Golden Harvest Company, прошла в гонконгском кинопрокате до обидного слабо, принеся всего HKD1,026 млн. Причиной послужили, вероятно, происки конкурентов, хотя в истории с похищением артиста членами триады, тесно связанными с признанным режиссёром Ло Вэем, и попыткой принудить его работать над новым фильмом много мутного. Как бы то ни было, вынужденный отъезд «звезды» за границу (по соображениям безопасности) принёс неожиданные плоды. Снятая в США Робертом Клаузом «Большая драка» /1980/, выпущенная на местные экраны в том же году (только осенью), уверенно возглавила национальный киночарт. К тому же, «Молодого мастера» тепло встретили в Республике Корея (KRW873 млн. – первое место в сезоне!) и в Японии, где кассовые сборы составили JPY930 млн. Ещё важнее, что со временем картина заняла достойное место в творчестве Чана – и ценится поклонниками ничуть не меньше других работ Джеки того периода. Это справедливо.
По сей день циркулируют слухи о существовании расширенной – с хронометражем в три часа – версии ленты, якобы распространявшейся на видеокассетах на Тайване, однако лично мне кажется, что речь шла о кем-то виденном (возможно, нелегально растиражированном) черновом монтаже. Другое дело, что дублированная на английский язык (дублированная, как водится, не блестяще) копия, получившая распространение на Западе, подверглась заметному сокращению. И ведь от урезания пострадали не какие-то проходные фрагменты, а виртуозные сцены поединков… Особенно не повезло (исчезло около восьми минут!) кульминационному противостоянию Луна мастеру Каму, притом что на сеансе невольно покрываешься испариной, наблюдая за тем, какие запредельные, воистину нечеловеческие усилия затратили на съёмках Джеки и Хван Ин Сик. Техника партнёра-корейца произвела на режиссёра-актёра настолько мощное впечатление, что он заставил каскадёров из собственной команды пройти обучение хапкидо. Хватает на протяжении повествования и других отлично поставленных схваток, из которых я бы выделил потасовку, когда Дракон, видя, как ловко противник1 (приходящийся шефу полиции сыном, как вскоре выяснится) орудует небольшой скамейкой, хватает такую же.
Впрочем, «Молодой мастер» представляется фирменным для Чана произведением ещё и по иным причинам. Завязка не воспринимается лишь данью древним китайским обычаям, попыткой их популяризации. Исполняемый учениками враждующих школ кун-фу танец льва покоряет филигранностью, а по мере того, как становится понятно, что соперничество протекает не совсем по правилам, – резко возрастает напряжение. Вместе с тем автор периодически прибегает к комедийной разрядке действия, без чего серьёзные сцены, драматизм которых не очень удачно подчёркивает использование трансфокатора, показались бы избыточно пафосными. Чего только стоит недоразумение в доме стража порядка, где хозяин и гость, не подозревая о присутствии друг друга, отмываются в соседных банных кабинках от болотной грязи… При этом сложно не заметить, что ни юмор, ни обилие эпизодов «чистого» действия не ослабляют посыл фильма, по-своему неглупого, отстаивающего вовсе не примитивные (и не утратившие актуальности) ценности.
.
__________
1 – Эффектное появление Юаня Бяо, чья суровая сдержанность резко контрастирует с жизнерадостностью старого товарища.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий