Молодой Шерлок Холмс / Young Sherlock Holmes (1985)
Другие названия: «Юный Шерлок Холмс» (вариант перевода названия), «Шерлок Холмс и Пирамида страха» / «Young Sherlock Holmes and the Pyramid of Fear» (название оригинального сценария и англоязычное название в некоторых странах), «Пирамида страха» / «Pyramid of Fear» (англоязычное название в некоторых странах).
США.
Продолжительность 109 минут.
Режиссёр Барри Левинсон.
Автор сценария Крис Коламбус на основе персонажей, придуманных Артуром Конан Дойлом.
Композитор Брюс Бротон.
Оператор Стивен Голдблатт.
На премию «Оскар» номинировались Деннис Мюрен, Кит Уэст, Джон Эллис, Дэвид Аллен (визуальные эффекты).
Жанр: приключенческий фильм, кинофантазия, детектив, триллер
Краткое содержание
Джон Ватсон (Алан Кокс), мечтающий о карьере врача, приезжает в Лондон, поступив в одно из высших учебных заведений — Бромптонскую академию. Там юноша знакомится с другим студентом, Шерлоком Холмсом (Николас Роу), поразившим новичка необычным талантом — умением при помощи дедуктивного метода умозаключений разгадывать сложнейшие загадки. Товарищам невдомёк, что совсем скоро им предстоит расследовать очень опасное и запутанное уголовное дело.
Также в ролях: Софи Уорд (Элизабет Харди), Энтони Хиггинс (профессор Ратэ / профессор Мориарти), Сьюзен Флитвуд (миссис Дрибб), Фредди Джонс (Честер Крэгвич), Найджел Сток (Руперт Ваксфлаттер), Роджер Эштон-Гриффитс (инспектор Лестрейд), Эрл Родс (Дадли), Брайн Олтон (Снелгроу), Патрик Ньюэлл (Бэнтли Бобстер), Дональд Экклс (Преподобный Дункан Несбитт), Майкл Хордерн (Доктор Ватсон как рассказчик-повествователь, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.11.2021
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм предуведомляет заверение авторов, что сценарий является оригинальным – не основан на рассказах и повестях сэра Артура Конан Дойла. Под занавес же даётся дополнительное пояснение: несмотря на то, что писатель не обращался к юным годам своего героя и настаивал, что знакомство с доктором Ватсоном состоялось уже в зрелом возрасте, кинематографисты позволили себе сделать смелое допущение. Кроме того, в финальных титрах упоминается, что было получено разрешение от дочери беллетриста Джин. Всё это выдаёт сомнения Криса Коламбуса, который, в отличие от ряда предшественников1, опасался реакции поклонников шерлокианы – ревнителей сохранения неискажённого и незамутнённого образа великого частного детектива. И действительно, на фоне блистательных, но классических по духу экранизаций, осуществлённых примерно в те же годы в Советском Союзе и Великобритании, голливудская вариация на хорошо знакомые темы грозит показаться чересчур вольной. По той же, вероятно, причине «Молодой Шерлок Холмс» не вызвал ажиотажа в кинопрокате (при бюджете $18 млн. кассовые сборы составили $19,7 млн.), довольствовавшись некоторым успехом лишь на видео. И тем не менее, хотя сделанная заявка на продолжение (возникновение инфернальной фигуры профессора Мориарти) осталась нереализованной, картину не ждало забвение. Свидетельством тому служит, например, такая забавная частность, как приглашение Николаса Роу на роль «экранного Шерлока», на которого смотрит в кинотеатре настоящий «мистер Холмс» (в исполнении Иэна МакКеллена), постаревший и удалившийся на покой.
Хотя Барри Левинсон впоследствии сторонился суперзрелищного кинематографа (и вскоре снискал триумф совсем иными кинопроизведениями), его постановка помогла «фабрике грёз» извлечь несколько ценных уроков. Так, подлинной (пусть и не отмеченной премией «Оскар») вехой стал первый полностью сгенерированный на компьютере образ – рыцарь с мечом, спрыгивающий в расшалившемся воображении преподобного Данкана Несбитта с витража, чтобы наброситься на несчастного священнослужителя. Однако не менее важными представляются сугубо драматургические открытия. Во всяком случае Стивен Спилберг сходным манером познакомит с юностью Индианы Джонса – в третьем кинофильме, а затем в телесериале. И дело не только в том, что многие почитатели дойловской прозы сгорали от любопытства узнать, при каких обстоятельствах у обителя дома по адресу Бейкер-стрит, 221б появились коронные шляпа, трубка и плащ, когда он впервые взял в руки скрипку, с чего начинались неоднозначные отношения с инспектором (пока сержантом) Лестрейдом и т.д. Коламбус копал глубже.
В известном смысле сама марка Amblin Entertainment требовала отдаться во власть безудержной фантазии. Прежде всего это справедливо в отношении сцен, когда жертвы, поражённые отравленным шипом, совершают неадекватные поступки под воздействием галлюцинаций, но и атмосфера Бромптонской академии в чём-то предвосхищает порядки в Хогвартсе (ведь именно Крис первым обратится к бестселлерам Джоан Роулинг). Кульминация же отмечена прямым (и не особо скрываемым) влиянием спилберговского «Индианы Джонса и Храма судьбы» /1984/. Вот только сценарист преследовал более амбициозную цель – постичь истоки характера гения сыска. Ратэ, искушённый наставник талантливого студента в фехтовании, регулярно делает юноше внушения, призывая держать эмоции под строгим контролем, и глубокую душевную рану нанесла гибель возлюбленной – прекрасной Элизабет Харди… Как бы то ни было, со временем он стал одним из выдающихся сынов викторианской Англии – грозой преступного мира и интеллектуалом, раз за разом доказывающим, что человеческому разуму под силу разгадать любые тайны.
.
__________
1 – Достаточно назвать создателей «Шерлока Холмса: Этюда в кошмарных тонах» /1965/ и «Семипроцентного раствора» /1976/ (вариант перевода названия – «Критическое решение»).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Эшпай Валентин. Этот пёстрый «чёрный рынок». 1985 // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 12-14.
Добавить комментарий