Мона Лиза / Mona Lisa (1986)
Великобритания.
Продолжительность 104 минуты.
Режиссёры Нил Джордан.
Авторы сценария Нил Джордан, Дэвид Лиланд.
Композитор Майкл Кеймен.
Оператор Роджер Прэтт.
Жанр: криминальный фильм, драма, мелодрама
Краткое содержание
Джордж (Боб Хоскинс, номинация на «Оскар»), много лет назад взявший на себя вину криминального авторитета Денни Мортвелла (Майкл Кейн), выходит из тюрьмы и возвращается в Лондон. В качестве оплаты морального долга босс подбрасывает ему работу — шофёром и телохранителем темнокожей проститутки Симоны (Кэйти Тайсон), уединяющейся с клиентами, как правило, в фешенебельных отелях. Постепенно Джордж проникается к ней симпатией.
Также в ролях: Робби Колтрейн (Томас), Кларк Питерс (Андерсон), Кейт Харди (Кэйти), Зоэ Натенсон (Джинни, в титрах как Zoe Nathenson), Сэмми Дэвис (Мэй).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.06.2013
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
С учётом того, что производственный бюджет составил достаточно скромную сумму, £2 млн., коммерческие показатели1 фильма следует признать вполне приличными. Это тем более важно для сложного и мрачного произведения, в отдельные моменты – углубляющегося в натуралистичные подробности бытования ночного Лондона. Джордж возвращается не с фронта (подобно ньюйоркцу Трэвису или техасцу Рейну), а из мест не столь отдалённых – но тоже расстаётся с иллюзиями относительно возможности спокойного существования. Прогнанный взашей женой, украдкой видящийся с дочерью, успевшей вырасти за время отсутствия отца, он вынужден довольствоваться малым – согласиться на сомнительную работёнку, о которой не без стеснения рассказывает даже лучшему другу. Казалось бы, Джорджу не привыкать к изнанке жизни – и герой действительно чувствует себя как рыба в воде в агрессивном окружении, не теряясь при встречах ни с неприветливым персоналом отеля, ни с уличными сутенёрами, узнающими Симону, которая упорно возвращается в те «точки», где начинала пару лет назад. Что действительно производит на него сильное впечатление – это постепенно вызревающее в душе чувство к девушке по вызову, которой новоиспечённый водитель не в силах отказать в просьбе помочь найти и спасти подругу.
Сходство с упомянутыми выше фильмами Мартина Скорсезе и Джона Флинна с особой силой проявляется в финале, завершающемся кровавой разборкой в номере гостиницы, да и Боб Хоскинс2 придерживается не менее взвинченной и суровой манеры существования на экране, чем Роберт Де Ниро или Томми Ли Джонс. Причём ещё больший драматизм действу придаёт неизбежно возникающая в голове зрителей (из-за незабываемой роли жестокого гангстера Хэролда Шэнда, принёсшей актёру известность) крамольная мысль о своеобразном «понижении» персонажа в статусе – до уровня, говоря жаргонным языком, мелкой сошки, вынужденной решать проблемы обычной проститутки. Однако появление в кадре – ненадолго, но этого оказывается более чем достаточно! – Майкла Кейна придаёт повествованию истинно английскую выдержку и лоск, несмотря на то что именно Мортвелл получает по заслугам. А песня Mona Lisa Джэя Ливингстона и Рэя Иванса (в саундтреке звучит версия Нэта «Кинга» Коула), посвящённая улыбке Джоконды, становится лейтмотивом всей истории печальной любви к прекрасной женщине, хранящей сокровенную тайну. Тайну, в разгадке которой Джорджу бессилен помочь и закадычный приятель – специалист по сочинительству причудливых детективов!.. Начавшаяся как криминальная драма, плавно перетёкшая в мелодраму, картина завершается на философской ноте, позволяя оценить своеобразие и глубину кинематографического мышления Нила Джордана. Ведь ещё Стэнли Кубрик предупреждал3 о возможных последствиях попыток раскрыть секрет великого полотна да Винчи: «А как бы Вы отнеслись к Джоконде, если бы Леонардо написал внизу холста: «Эта дама улыбается так загадочно, потому что она боится показать свои гнилые зубы»?».
.
__________
1 – Кассовые сборы в национальном прокате составили $4,1 млн., в североамериканском $5,79 млн., в ФРГ $0,66 млн. и т.д.
2 – Между прочим, получивший «Золотой глобус», награду Каннского МКФ, премию Британской киноакадемии – а вот «Оскар» ушёл Полу Ньюману.
3 – Цит. по: Видео-АСС Экспресс, № 9 за 1991-й год, стр. 50.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий