Морпехи / Jarhead (2005)
Другие названия: «Морпехи – Добро пожаловать в грязь» / «Jarhead – Willkommen im Dreck» (ФРГ).
США, Великобритания, ФРГ.
Продолжительность 125 минут.
Режиссёр Сэм Мендес.
Автор сценария Уильям Бройлес-мл. по книге Энтони Суоффорда.
Композитор Томас Ньюмен.
Оператор Роджер Дикенс.
Жанр: биографический фильм, драма, военный фильм
Краткое содержание
Энтони Суоффорд (Джейк Джилленхол) поступает в 1989-м году на службу в корпус морской пехоты, прибыв в лагерь для новобранцев в Пендлтоне. По предложению сержанта Сайкса (Джейми Фокс), отметившего талант «Суоффа», он становится снайпером, получив в напарники Алана Троя (Питер Сарсгаард). Утомительные тренировки неожиданно прерывает радостная новость: морпехам предстоит отправиться на войну со страной-агрессором Ираком, приняв участие в операции «Щит в пустыне».
Также в ролях: Лукас Блэк (младший капрал Крис Крюгер), Скотт МакДональд (Д.Ай. Фитч), Брайан Герати (рядовой Фергус О’Доннелл), Джейкоб Варгас (младший капрал Хуан Кортез), Лаз Алонсо (младший капрал Рамон Эскобар), Ивен Джонс (рядовой Дэйв Фоулер), Крис Купер (подполковник Казински), Деннис Хэйсберт (майор Линкольн), Джон Красински (капрал Харриган).
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.04.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Сэм Мендес, играя на предвкушениях аудитории, вроде бы не скрывает, что ориентируется на родные, англо-американские традиции военного фильма, которые, впрочем, крайне разнообразны. Тони Суоффорд, записавшийся в корпус морской пехоты, с самого начала познаёт на себе «радости» службы, которые Голливуд живописал неоднократно, во всех мыслимых красках: от суровых, как у Роберта Олдрича, до сатирических и даже трагикомических, блестяще использованных, в частности, Майком Николсом (от ранней «Уловки-22» /1970/ до «Билокси Блюз» /1988/). Особо подчёркивается связь с «Цельнометаллической оболочкой» /1987/, причём в первых же кадрах с наглядной демонстрацией новобранцам, стоящим по стойке «смирно» рядом с кроватями, того, кто в казарме безраздельный хозяин. Но созвучие с лентой Стэнли Кубрика чувствуется и в композиционной организации материала всего фильма: бесконечная муштра вперемежку с изматывающей подготовкой и непросто складывающимися отношениями между солдатами – лишь предварительный этап. Зато в переломный момент авторы едко высказываются по адресу уже Фрэнсиса Форда Копполы, поскольку на просмотре его антимилитаристского шедевра1 морпехи закаляют собственный боевой дух – и сообщение о начале кампании против Ирака прерывает сеанс прямо на знаменитой сцене вертолётной атаки под музыку Вагнера, когда толпа взбудоражена до предела. Не обходится без перекличек (чаще сознательных) со многими известными кинополотнами и во второй половине повествования, когда операция «Щит в пустыне» набирает обороты – при непосредственном участии подразделения снайперов, где оказался Энтони, имевший глупость, как рассуждает сам, подписать контракт…
И тем не менее ту открывшуюся «Суоффу» бесспорную истину, что каждая война особая, неповторимая и вместе с тем – что все войны одинаковы, можно распространить и на фильм как таковой. Место «дорзовской» композиции Break on Through, раздающейся из динамиков вертолёта (под недовольный комментарий: «Это же музыка Вьетнама, мужик. У нас не может быть собственной чёртовой музыки?»), в итоге занимает рэп, под который морпехи празднуют победу. Одноимённый бестселлер, который Суоффорд написал, основываясь на личных впечатлениях, в 2003-м – аккурат к началу второго крестового похода против Саддама Хуссейна, был выбран режиссёром далеко не случайно. «Морпехи» обрисовывают подробности освобождения Кувейта от оккупации без романтического пафоса ленты «Час блаженства» /1992/ Шимона Дотана и без явно надуманных конфликтов, волновавших персонажей «Мужества под огнём» /1996/ Эдварда Цвика. Авторы не согласны и с умеренным скепсисом «Трёх королей» /1999/, всё же не помешавшим Дэвиду О. Расселлу сделать в итоге вывод, что США, хотя и расчётливо преследовали собственные меркантильные интересы, объективно – поступили правильно. Мендес, оставшийся верным стержневой линии предыдущих работ, и сценарист Уильям Бройлес-мл. (на его счету несколько голливудских хитов, причём разных жанров) изначально сосредотачиваются на другом, личностном уровне. Свежеиспечённый jarhead2 – почти единомышленник «Постороннего» Альбера Камю, помещённый, правда, в условия сурового быта, и потому поступок сержанта Сайкса, конфисковавшего книгу у зачитавшегося в туалете «Суоффа», не вызывает удивления. Здесь гораздо уместней вспомнить такое уникальное произведение, как «Пустыня Тартари» /1976/ Валерио Дзурлини по роману Дино Буццати, наиболее, пожалуй, полно и всесторонне передавшее мироощущение в духе экзистенциализма и всепроникающего абсурда на военном материале. Причём в ситуации молодого лейтенанта, присланного охранять мифические интересы Австро-Венгрии на окраину империи и так и не встретившегося с врагом, оказываются сразу все морпехи. Подполковник Казински, обещая бойцам скорые битвы, доводя их (примерно как священник воскресной проповедью – паству) до экстаза, тут же оговаривается: пока придётся довольствоваться охраной нефтепромыслов Саудовской Аравии, союзника США. Война сводится для парней к утомительным тренировкам в противогазах (прошли слухи, что Ирак может применить химическое оружие) на изнуряющей жаре и бездумным развлечениям, шокирующим заезжих журналистов и точно не предусмотренным уставом. Разве что приходится воочию наблюдать последствия боевого вылета штурмовой авиации, сжёгшей дотла автоколонну с беженцами и напоследок – одарившей «дружественным огнём». А при первом боевом контакте, санкционированном командованием, заявляется офицер, категорически, невзирая на форменную истерику снайперов, запрещающий открывать огонь, снизив тем самым эффективность удара с воздуха. Неправдоподобно, сюрреалистически «красивое» зарево пылающих нефтяных скважин (горящей крови земли) – остроумный и трагический символ первой, да и второй, Войны в Персидском заливе, раскрывающий истинные, а не продекламированные цели единственной оставшейся сверхдержавы планеты. Всё прочее – не имеет значения.
Если учесть вышеизложенное, глубокомысленные слова из обрамляющих действие сугубо «гражданских», мирных пролога и эпилога вовсе не прозвучат лирически, не покажутся, вопреки задушевной интонации, исповедью. Рассуждения Суоффорда о том, что у каждого из них отныне есть возможность выбрать любой путь, но навсегда останется память об оружии, об ожидании войны, которой так и не произошло, пронизаны огромной тоской и притом – зловещи по своей сути. Ведь в конечном итоге речь идёт о целом поколении, даже лучшие представители которого оказались сбиты с толку, как бы заранее и насовсем лишены важнейшей в жизни цели, упорно навязывавшейся с рождения. Отметим мимоходом, что к похожему выводу, но «от противного» (сказалась разница социально-исторических условий) пришёл и Андрей Прошкин в «Солдатском Декамероне» /2005/, о первой чеченской кампании. Только вот «Морпехи» оказались в целом с энтузиазмом встречены широкой аудиторией (хотя общемировые кассовые сборы $97,1 млн. не позволили компенсировать производственные затраты, составившие $70 млн.), а не менее талантливый российский фильм не вызвал никакого резонанса.
.
__________
1 – Между прочим, Мендес привлёк Уолтера Мёрча, того же самого монтажёра, что работал над «Апокалипсисом сегодня» /1979/.
2 – Обратите внимание на то, как Энтони поясняет происхождение жаргонного эпитета, дословно означающего ‘кувшин-башка’.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий