Мошенники / Frauds (1993)

Сагалова В. Фил Коллинз: талант на высокой ноте // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 24. – С. 12-13.

Фил Коллинз: ТАЛАНТ НА ВЫСОКОЙ НОТЕ

Этого неунывающего горе-мошенника все снисходительно называют «Бастер» – что-то схожее с нашим «кутилой». Стремительный, заводной, досадливо отмахивающийся от безденежья и долгов, он по-детски простодушен в своей вере в чудо, которое однажды круто изменит его жизнь. Это чудо, разумеется, будет связано с каким-нибудь удачным ограблением, после чего он и его близкие наконец разбогатеют. А пока Бастер совершает маленькие «невинные» кражи – то уносит из магазина пеленки и распашонки для будущего ребёнка, то раздевает стоящий в витрине манекен, чтобы обновить свой гардероб, то забирает букеты со свежей могилы, чтобы вручить их обрадованной жене. Между тем счастливый случай действительно подворачивается. Бастер с компанией таких же жуликов на редкость легко грабят почтовый поезд и становятся обладателями двух с половиной миллионов. Правда, вскоре полиция находит след преступников и перелавливает почти всех. Однако Бастеру и здесь сказочно повезло: ему удается переправиться в Мексику, где он живет вместе с любимой женой и дочкой, наслаждаясь покоем и открыточным пейзажем с пальмами. Расплата застигает его неожиданно, и не извне, а изнутри – вместе с женой он переживает свирепую ностальгию по родине и чувство бессмысленности собственного существования…

Этот фильм, поставленный английским режиссёром Дэвидом Грином и основанный на реальном происшествии 1963 года, по заслугам привлек внимание критики как высокопрофессиональная лента с интересными характерами и острым стилистическим рисунком. Но фильм явился двойным событием, так как в роли Бастера в нем дебютировал в кино прославленный Фил Коллинз – тот самый, что в двенадцать лет стал гордым обладателем собственного барабана и больше уже не расставался с ним, тот, что в 1970 году встал у истоков знаменитого «Дженезиса» как ударник, а в 1975 году, после ухода из группы Питера Гэбриела, заменил его у микрофона, тот, что на протяжении своей более чем двадцатилетней музыкальной карьеры не знал кризисов или спадов и всегда оставался – и остается по сей день! – рок-звездой первой величины. Именно он предстал на экране в «Бастере», вложив в своего маленького незадачливого героя столько неподдельной живости, сложности и обаяния.

«Зрители, посмотрев «Бастера», признавались, что через десять минут они забывали, что перед ними тот самый Коллинз, который еще и поет, и это было для меня высшей похвалой», – отмечал актер после премьеры в 1988 году.

Несомненно, что в этой роли Коллинз выступил сразу как мастер. (Кстати, Фил в свое время учился в престижной актерской школе.) Он блестяще справился с трудной задачей – вызвать симпатии к герою-преступнику и вместе с тем побудить зрителя к собственному раздумью, к эмоциональному, а не рассудочному отклику. Во многом благодаря его игре фильм смотрится как лента с остросатирическими социальными мотивами. Жулику Бастеру в ней противостоят не простые труженики, которых он обделяет, а прежде всего преступники высшего ранга – циничные политиканы, которые безнака-

12

занно строят свою карьеру на лжи и обмане миллионов. Не случайно в реальности – и это подчеркнуто в фильме – простые англичане дружно симпатизировали прототипам – грабителям государственной казны и «болели» за них в их борьбе с полицией. Дерзость Бастера была словно вызовом общественному устройству, где он обречен на муравьиный удел и не способен изменить судьбу. Даже когда Бастер добровольно возвращается в Англию, где его ждет тюрьма и многолетнее заключение, он все же остается непокоренным – ведь он действует по собственной свободной воле и сам определяет свою жизнь. Наверное, в этом главный пафос роли. Отметим, что в «Бастере» партнершей Коллинза была актриса Джули Уолтерс, точно и интересно сыгравшая жену героя Джун, искреннюю, любящую и в чем-то непреклонную.

Фил Коллинз сразу серьезно отнесся к своему новому качеству в искусстве. Избалованный славой, он оказался полностью готов к черновому киношному труду и не помышлял ни о каких привилегиях. Он признался, что давно мечтал о кино и намерен продолжить актерскую карьеру. Хотя, по правде говоря, интенсивности творческой жизни этого выдающегося музыканта можно поразиться. К примеру, 1986 – 1987 годы, непосредственно предшествующие съёмкам «Бастера», отмечены таким напряженным графиком и таким грандиозным успехом, что сама мысль о большом, рискованном по результату труде на совершенно новом поприще могла бы показаться абсурдной. В конце

1986 «Дженезис» выпустил свой знаменитый альбом «Invisible Touch», а затем пустился в мировое турне, во время которого было продано более четырёх миллионов пластинок только в США. Между гастролями весной

1987 года Коллинз ещё ухитрился аккомпанировать как ударник Эрику Клэптону в отдельном турне. Летом того же года «Дженезис» дал четыре беспрецедентных по масштабу ночных концертов на стадионе Уэмбли в Лондоне. Именно в те дни Коллинз и пришел как новичок на съёмочную площадку. Эффект сполна оправдал ожидания. «Бастер» получил ряд престижных наград. В частности, две закадровые песни, исполняемые Коллинзом, завоевали голливудский «Золотой Глобус» и выдвигались на «Оскара» как лучшие песни года в кино. А сам фильм был отмечен как лучшая британская лента сезона на видео.

Заметим, что хотя Коллинз в кадре не поет, в роли присутствует какая-то неуловимая музыкальность. Незабываем по виртуозному развитию ритма, например, эпизод, где два англичанина – Бастер и его «подельник» Брюс – с английскими флажками в руках перед телевизором неистово болеют за родную команду, а после гола начинают прыгать, обниматься, дразнить ненавистных неповинных мексиканцев и,наконец, от

14

избытка чувств прыгают одетыми в бассейн.

Несмотря на готовность Коллинза к новым ролям, промежуток между «Бастером» и следующим его фильмом составил больше четырех лет. Эти годы были наполнены новыми достижениями в музыке. В 1989 году альбом «…But Seriously» побил все рекорды популярности: 15 недель он держал первое место по раскупаемости, а 42 недели прочно удерживался в десятке. Одновременно, с триумфальным успехом, он продавался в двадцати двух странах. В 1990-м между февралём и октябрем Коллинз пересек четыре континента и дал 117 концертов в 57 городах, перед более чем двумя миллионами поклонников в общей сложности. Впечатления от этой кругосветки он воплотил в очередном диске «Serious Hits… Live». Март 1991-го он встретил, записывая новый альбом «We Can’t Dance», который снова стал триумфом. В 1992 – новое мировое турне с «Дженезисом»…

В этой непрерывной текучке тем не менее он нашел время встретиться с двумя кинематографистами из далекой Австралии, которые затеяли новую студию «Latent Image» и предложили Коллинзу сняться в первом фильме. Душа нового коллектива, он же режиссёр и сценарист будущей ленты, Стефан Эллиот в свое время случайно увидел Коллинза на экране телевизора в популярной американской программе «Майами Вайс», и тот немедленно запал ему в душу. Приступив к сценарию «Frauds» (что переводится как «Мошенники» или «Каверзы»), Эллиот уже непроизвольно примеривал главную роль только к Коллинзу.

15

Прочтя сценарий, рок-звезда тут же перезвонил и дал согласие на съёмки. «Когда мы встретились в Лондоне и сели, чтобы обсудить детали, я сразу понял, что Коллинз идеально подходит к роли. Он мог сыграть то, что я искал для своего героя – сочетание детской наивности и искреннего удивления по поводу людских неприятностей, которые он – герой – сам же создаёт. Зрители непременно будут возмущены этим типом, но в конце концов найдут его забавным и удивятся: «Черт, ну почему он заставляет нас смеяться?» – комментировал позже Эллиот.

Коллинз признался, что ему в свою очередь страшно захотелось сыграть героя «Мошенников» – страхового агента Роланда Коппинга, который терроризирует молодую добропорядочную супружескую пару. Это приводит к головокружительным и очень смешным ситуациям, где все персонажи раскрываются с неожиданной стороны. «Меня больше всего привлекло, что Роланд далек от положительного героя. Он хитрый, нечестный, в нем есть что-то дьявольское – тем лучше! Такого рода роли я и жду».

Прежде чем принять к постановке «Мошенников», новая студия изучила двести сценариев – и все двести отвергла. А идея Эллиота, который сам взялся ее воплотить, была дружно принята на ура. Вообще, судя по прессе, съёмкам сопутствовала атмосфера студийности и энтузиазма, которая так естественна для нового, лишенного и тени консерватизма, коллектива. От продюсера до редактора все были единомышленниками и друзьями. Фильм снимался без оглядки на жанры и представляет собой, по словам Эллиота, диковинный гибрид «черной комедии», триллера и еще бог знает чего. Характерно, что в этой атмосфере Фил Коллинз выглядел не мэтром-знаменитостью, а равноправным участником, увлеченным каждодневным трудом.

Партнерами его выступили австралийский актер Хуго Уивинг и американка Джозефина Бирнз. «Так часто, – заметила эта актриса, – мы пленяемся эстрадным кумиром и убеждаем его, что он прекрасно может сыграть в кино. Однако на практике оказывается, что это совсем разные вещи. Фил – счастливое исключение. Он действительно и великий музыкант, и прекрасный киноактер. Он и удивительная, щедрая личность».

Есть мнение, что Коллинз стал играть в кино – и, в первую очередь, «отрицательных» персонажей, – чтобы оспорить грозивший ему имидж несколько сладковатого любимца публики. Может быть. Важно, что он отнюдь не жаждет сыграть вариации на тему собственной судьбы; его влекут неожиданные человеческие характеры во всем их богатстве и разнообразии, в кино он стремится выразить какую-то часть своей натуры,

16

которая пока оказалась невостребованной в его звездной музыкальной карьере.

Талант везде талант, сказали бы мы по поводу этого действительно поразительного по мощи творческого феномена. На Западе же говорят об этом так: «Коллинз из тех редких фигур в шоу-бизнесе, что обращают всё, к чему прикасаются, в золото».

В.САГАЛОВА

17

Видеоклуб // Ровесник. – 1993, № 9. – С. 31.

«Фальшивки»

Австралия-Великобритания. 1993 г. 1 ч. 34 мин. Реж. Стивен Эллиот. В ролях: Фил Коллинз (Роланд Коппинг), Хьюго Уивинг (Джонатан Уитс), Джозефин Бирнз (Бет Уитс).

Замечательный рок-музыкант Фил Коллинз, на счету которого уже немало ролей в кино, играет в этой «черной комедии» представителя страховой фирмы. Он расследует происшествие в доме обеспеченной и респектабельной супружеской пары, живущей в пригороде Сиднея. Герою Коллинза очень нравится издеваться над этими милыми господами, что он и делает. Тем более что со страховкой дела явно непростые и нечистые…

Впрочем, кто запутывает эти дела, зритель, как и положено, узнает лишь в самом конце.

«Дикое сердце»

США. 1993 г. 1 ч. 42 мин. Реж. Тони Билл. В ролях: Кристиан Слейтер (Адам), Мариэа Томей (Каролина), Рози Перес, Кайл Секор и др.

Поначалу этот фильм должен был называться «Сердце бабуина»: с самого детства главному герою его, Адаму, внушали, что его спас от верной смерти в джунглях благородный бабуин. Адам воспитывался в сиротском приюте и, став взрослым, устроился на работу поваренком в небольшое кафе. Он влюблен в официантку из этого кафе Каролину, но не решается к ней подойти. И однажды, просто как в сказке, на Каролину нападают злодеи, Адам спасает ее, и между ними начинается любовь.

Очень нежная и трогательная мелодрама, которую критики уже нарекли одним из лучших фильмов прошедшего лета.

31

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+