Муха / The Fly / La mouche (1986)
США, Великобритания, Канада.
Продолжительность 96 минут.
Режиссёр Дэвид Кроненберг.
Авторы сценария Чарльз Эдвард Поуг, Дэвид Кроненберг по рассказу Жоржа Ланжелана.
Композитор Говард Шор.
Оператор Марк Ирвин.
Жанр: фильм ужасов, научная фантастика
Краткое содержание
Учёный Сет Брандл (Джефф Голдблюм) сообщает молодой журналистке Веронике Куэйф (Джина Дэвис), что сделал революционное открытие — сконструировал уникальный прибор для телепортации материальных предметов. Вероника соглашается стать хроникёром исследований Сета, и у них вскоре завязываются личные отношения. Однако в пылу успеха Брандл ставит эксперимент на себе, не заметив, что в аппарат залетела обычная комнатная муха. В результате два организма, человека и насекомого, образуют отвратительный гибрид…
Также в ролях: Джон Гетц (Статис Боранс), Джой Бушел (Тауни), Лесли Карлсон (доктор Брент Чиверс), Джордж Чувало (Марки), Майкл Коупмен (второй мужчина в баре), Дэвид Кроненберг (акушер-гинеколог), Кэрол Лазар (медсестра), Шоун Хьюит (клерк).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.09.2014
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первоначальную версию сценария написал кинодраматург Чарльз Эдвард Поуг, державший в уме не только литературный первоисточник, но и экранизацию, увидевшую свет в 1958-м – буквально на следующий год после того, как одноимённый рассказ французского и британского журналиста и писателя Жоржа Ланжелана был опубликован в журнале Playboy. Его выбор не вызывает удивления, поскольку картина Курта Нойманна осталась в истории американского кинематографа одним из самых ярких хорроров категории «B»… Но Дэвиду Кроненбергу этого показалось недостаточно.
Режиссёр дал согласие осуществить постановку1 лишь при условии, что по собственному усмотрению переработает сценарий и пригласит членов своей старой команды; он же остановил выбор на кандидатуре Джеффа Голдблюма, заставив студию поверить в сравнительно малоизвестного тогда актёра. Кроненберг и в ранних-то, канадских работах насыщал (во всяком случае пытался, как уточнили бы недоброжелатели) события, страшные и просто физиологически неприятные, философским подтекстом. Тем более на глубокомысленные размышления наводит участь гениального Брандла, как выдающегося представителя современной науки – той области, что позволила человечеству вырвать у Вселенной великие тайны и почувствовать себя повелителем окружающего мира. Вернее, отдаться во власть этих опасных иллюзий. По иронии судьбы, среди продюсеров фильма был пародист Мел Брукс, который во избежание предвзятости у публики не хотел, чтобы его имя фигурировало в титрах. Однако Дэвид Кроненберг не без сарказма процитировал «Человека-слона» /1980/ Дэвида Линча, также увидевшего свет стараниями Brooksfilms, намекнув, что в страданиях Брандла повинна уже его собственная гордыня, а не жестокая прихоть природы. Ещё печальнее слышать вложенную в уста Сета цитату из новеллы «Превращение» /1912/ Франца Кафки («Я говорю, что являюсь насекомым, которому снилось, что оно было человеком, и наслаждалось этим. Но теперь сон закончился, и насекомое проснулось»), поскольку опять же – причина регрессивных превращений человеческого организма не является мрачной тайной.
Пожалуй, этот экзистенциальный мотив производит даже более гнетущее и шоковое впечатление, чем сложные визуальные эффекты и грим, сотворённый под руководством Криса Уоласа (к слову, именно он осуществит постановку менее удачного продолжения) и отмеченный премией «Оскар». Но Кроненберг не был бы самим собой, если б, наоборот, не выразил свою мысль предельно наглядно, с массой натуралистичных подробностей. Голдблюм создаёт действительно интересный характер, который мучительно эволюционирует (или деградирует?) по мере того, как генетический код мухи начинает брать верх: от нескольких волосков на коже до необратимой трансформации внутренних органов. Финальный жест учёного куда как красноречив…
__________
1 – Между прочим, впервые получив в распоряжение солидный бюджет ($15 млн.), который легко окупился: кассовые сборы в североамериканском прокате составили $40,4 млн. и ещё $20,17 млн. – за рубежом.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 1. – С. 31.
Кудрявцев Сергей. Страшное кино: 10 самых страшных фильмов // Видео-Асс Премьер. — 1993, № 17. – С. 15-16.
Трофименков М. Мутанты // Искусство кино. – 1991, № 9. – С. 16-23.
Михалкович Валентин. Экзерсисы под мухой // Экран. – 1992, № 4. – С. 24-25.
Разлогов Кирилл. Не бойтесь вампира в черном плаще // Видео-Асс. – 1990, № 02. – С. 30-33.
Бессмертный А. Дэвид Кроненберг // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 42-45.
Кокарев Андрей. Тайна четырёх «К» // Экран. – 1992, № 2. – С. 20-22.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий