Мужчине живётся трудно / Otoko wa tsurai yo (1969)
Другие названия: «Мужчине живётся трудно…» / «Трудно мужчине…» / «Мужчине живётся трудно: Бродяга Тора-сан» (варианты перевода названия), «Тора-сан, наш любимый бродяга» / «Tora San Our Lovable Tramp» / «Tora-san, Our Lovable Tramp» / «Tora-san, Our Lovable Tramp», «Я стараюсь» / «Am I Trying» (международное англоязычное название), «Мужчине живётся трудно» / «男はつらいよ» / «It’s Tough Being a Man» (Япония).
Япония.
Продолжительность 91 минута.
Режиссёр Ёдзи Ямада.
Авторы сценария Ёдзи Ямада, Адзума Морисаки на основе персонажей, придуманных Ёдзи Ямада.
Композитор Наодзуми Ямамото.
Оператор Тэцуо Такаха.
Жанр: драма, комедия, мелодрама
Краткое содержание
Торадзиро Курума (Киёси Ацуми), странствующий торговец, возвращается в родной дом, который из-за ссор с отцом покинул ещё в юности. Дядюшка Рюдзо (Син Морикава) с тётушкой Цунэ (Тиэко Мисаки), владельцы небольшой лавки сладостей, встречают племянника сердечно, но больше всех ему рада младшая сестра Сакура (Тиэко Байсё). Мужчину просят о маленьком одолжении — сопроводить девушку на торжественный обед с семьёй её состоятельного жениха. К несчастью, Тора-сан, отличающийся непосредственностью, но совершенно не знающий хороших манер, всё портит: помолвка расстраивается… Как теперь быть?!
Также в ролях: Сатико Мицумото (Фуюко), Тисю Рю (священник), Такаси Симура (Хёитиро Сува, отец Хироси), Гин Маэда (Хироси Сува), Тайсаку Акино (Нобору Кавамата), Гадзиро Сато (Гэнкити), Кэйроку Сэки (Сикаиса), Хисао Дадзаи (Умэтаро Кацура).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.01.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
На киноэкранах СССР широко демонстрировались пять фильмов Ёдзи Ямады, принадлежащие к числу его лучших работ. Но всё равно немного досадно, что для кинопроката не закупили ни одну из частей этого популярного (невероятно долгоиграющего1) киноцикла, заслужившего одобрительное отношение и советских киноведов, в частности, Инны Генс. Впрочем, за рубежом Страны восходящего солнца успех всё равно был несопоставим с триумфом на Родине создателей. Японцы прикипели душой к Торадзиро Куруму ещё благодаря одноимённому телесериалу, транслировавшемуся в 1968-69-х и, говорят, завалили телеканал гневными письмами после заключительной, 26-й серии, где тот умирал. «Возрождение» персонажа в исполнении того же Киёси Ацуми в кинофильме – вызвало бурю положительных эмоций. Как и в случае с дзидайгеки про Дзатоити, посещаемость с годами стабильно росла: если оригинал принёс порядка ¥110 млн., собрав аудиторию 543 тысячи зрителей, то позже картины про неунывающего торговца в редком сезоне не попадали в перечень коммерческих лидеров (к радости руководства кинокомпании Shochiku, не раз находившейся на грани банкротства). В 2019-м Ёдзи выпустил юбилейную, пятидесятую по счёту ленту «Мужчине живётся трудно: С возвращением, Тора-сан!», где использовал снятый ранее, в разное время, материал, поскольку ведущий артист, увы, не дожил до наступления XXI века.
Соотечественники связывают с именем Ямады если не возникновение комедийного цеха, то точно – резкое упрочение его позиций в национальной киноиндустрии. Удостоились высоких похвал усилия режиссёра-сценариста по перенесению на кинополотно литературно-театральных традиций ракуго, в значительной степени сформировавших народную смеховую культуру. Конечно, ныне приходится констатировать, что первый фильм не избежал грустной участи многих кинопроизведений, даже юмористических, и выглядит несколько устаревшим. Комические ситуации забавны, но не вызывают гомерического хохота, и с куда большим интересом отмечаешь, как тонко авторам удалось отразить приметы времени. Возвращение блудного сына состоялось с одной стороны поздновато (помириться с почившими в бозе родителями уже не получится), но с другой – в самый подходящий момент. Тора-сан, нечаянно (хотя… нечаянно ли?) расстроивший предстоящий брак Сакуры с обеспеченным женихом, в конце концов – выступает в судьбе младшей сестрёнки добрым ангелом. Ангелом особого рода. Он постоянно попадает впросак, заставляет на себя обижаться, получает нелестную репутацию вечного неудачника и вообще дурачка, но вместе с тем – есть в характере мужчины что-то искреннее, подкупающее. А в разгар свадебного застолья, когда под впечатлением от покаянной речи Хёитиро Сувы, отца всё ещё с трудом верящего своему счастью Хироси, слёзы начинают неудержимо течь по щекам участников праздненства, становится совсем не смешно и растроганному зрителю… Ёдзи Ямада, что ни говори, умеет добиваться эмоционального отклика публики!
.
__________
1 – Что, между прочим, обеспечило попадание в Книгу рекордов Гиннесса.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Ямада Кадзуо. Легко ли быть мужчиной // Экран. – 1992, № 8-9. – С. 29.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий