Награда / Tribute (1980)

Гавриков Игорь. Не в рубашке, а в лифте! // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 86-88.

Не в рубашке, а в лифте!

Всё-таки не зря говорит, что игральные карты знают человеческую судьбу. Вот и пример. 8-го феврали 1925 года партии в 6ридж так приковала внимание главы семейства Леммонов, что он доставил жену в роддом с небольшим опозданием. Ребенок родился в лифте. Как вы думаете, кем он стал, когда вырос? Конечно, комиком!

На сцену он впервые вышел в девять лет, заменив внезапно заболевшего исполнителя одной из ролей в школьном спектакле. Текста Джек, естественно, не знал и поэтому задумчиво ходил взад-вперед по сцене в поисках суфлера. На нем был огромный костюм – на несколько размеров больше нужного. Своим видом дебютант вызвал смех в зале, а потом раздались аплодисменты. Это был его первый сценический успех. «Я полагаю, у некоторых детей не возникло бы желания вновь выйти на сцену, – вспоминал Леммон, – но я осознал, что могу заставить людей смеяться, и уже не хотел заниматься чем-либо другим».

Джек Леммон закончил Гарвардский университет, а с конца 40-х участвовал в различных по жанру постановках в мюзик-холле. Посещали его неохотно, и Леммон должен был бороться за каждого зрителя.

Приходилось даже бывать зазывалой. А уж играть, «выкладываясь» полностью ради лишь нескольких человек в зале, – было его каждодневной работой. Сыграв огромное количество ролей в телевизионных спектаклях, Леммон подписал контракт с киностудией Columbia pictures. Продюсер Гарри Кон убеждал его изменить фамилию, звучащую, как «лимон», но актер решительно отказался. Его дебют в кино состоялся в 1954 году в фильме Джорджа Кьюкора «Это должно случиться с вами», а уже за свою третью роль – мл л-та Пулвера в музыкальной комедии Джона Форда и Мервина Ле Роя «Мистер Робертс» (1955) – получил Оскара.

Яркий комедийный талант Леммона раскрылся в картинах «Некоторые любят погорячее» (в отечественном прокате «В джазе только девушки») Билли Уайлдера и «Большие гонки» Блейка Эдвардса, в которых он играл в дуэте с Тони Кертисом. Актеры удачно дополняли друг друга, прекрасно чувствуя себя в комедии положений – с переодеваниями и всевозможными трюками. Чтобы сыграть мужчин, переодевшихся женщинами, необходимо было изрядно потрудиться. Леммон и Кертис долго гримировались и тренировались, а «генеральную

86

репетицию» решили провести в женском туалете киностудии, дабы выяснить, насколько они похожи на настоящих женщин. Там никто не обратил на них внимания, и актеры очень обрадовались: среди женщин они стали «своими».

Важную роль в кинематографической карьере Джека Леммона сыграла и другая картина Билли Уайлдера – «Квартира». Это трагикомедия о клерке, предоставляющем своим начальникам для свиданий собственное жилье. Актер тонко подчеркивает как комические, так и трагические стороны положения своего героя. Его Бакстер, как и большая часть героев Леммона, – человек, всеми силами стремящийся вырваться из критической ситуации, в которой оказался. Вообще в историях, рассказанных им на экране, всегда много грустного и тревожного, но есть, пусть и небольшая, но надежда на лучшее. В этом смысле характерна роль в «Чествовании» Боба Кларка. Скотт Темплтон (Джек Леммон) никак не может найти общий язык с сыном, и это мучает его. Несмотря на сложное семейное положение, он должен по-прежнему веселить людей, ведь сфера его деятельности – шоу-бизнес. Скотту приходится приложить массу усилий, чтобы между двумя близкими людьми возникло взаимопонимание, и сын принял его таким, каков он есть. Тогда и наступит, наконец, мир и порядок в семье.

За эту роль он получил приз на фестивале в Западном Берлине. Впрочем, у Леммона – одного из самых популярных американских актеров старшего поколения – призов много: он брал их и на фестивале в Сан-Себастьяне, и дважды в Каннах, еще у него есть приз «Давид Донателло». А за роль в «Спасите тигра» (1974) Джона Эвилдсена – второй Оскар. Попробовал себя Джек и в кинорежиссуре, поставив в 71-м картину «Котч». Однако более близка ему актерская работа – и в кино, и в театре. Одна из лучших ролей Леммона в политическом фильме Коста-Гавраса «Пропавший без вести». Это роль отца, пытающегося найти своего сына в Чили во время событий 1973 года. Постепенно его герою – человеку, весьма далекому от политики – открывается страшная правда последствий военного переворота.

Иногда кажется, что порой старомодному актеру Джеку Леммону трудно угнаться за современностью. Но в том-то и дело, что благодаря своему обаянию, органичности и таланту он чувствует себя превосходно именно в ролях современников. И нелегко сказать, где Джек Леммон лучше: в «Некоторые любят погорячее» и «Квартире» или в «Китайском синдроме» и «Пропавшем без вести». «Я всегда играю современные роли. – говорит актер. – мне кажется, я понимаю их. Я ощущаю тот пресс, под которым мы все находимся. Меня также притягивают фильмы, в которых есть определенная точка зрения на наше поведение… Несомненно, сначала заботишься о создании атмосферы – комической или трагической – но потом чувствуешь необходимость что-то сказать людям».

В 1989 году он сыграл в «Папе» Г.Д.Голдберга. В центре картины вновь сложные взаимоотношения отца и сына. Прекрасная работа актера была особо отмечена критиками, несмотря на очевидные недостатки фильма. Роль в комедии «Сварливые старики» (1993) – на сегодняшний день последняя в биографии Леммона. Но только пока. Потому что, несмотря на отмеченное недавно семидесятилетие, актер продолжает активно сниматься.

Когда-то, в юности, Джек Леммон отверг занятия бизнесом, хотя его отец и преуспел на этом поприще. Джек поверил в судьбу, рискнул и не ошибся, выбрав одну из самых сложных профессий. В «Сварливых стариках» зрители увидели, что артист полон сил и желания дарить людям хорошее настроение, и даже вполне еще может побороться за сердце очаровательной женщины.

Недаром же он родился в лифте!

Игорь ГАВРИКОВ

87

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+