Нам остаётся только плакать / Non ci resta che piangere (1984)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Остаётся лишь плакать» (вариант перевода названия) / «Nothing Left to Do but Cry» (международное англоязычное название).
Италия.
Продолжительность 113 минут (расширенная телевизионная версия – 146 минут).
Режиссёры Массимо Троизи, Роберто Бениньи.
Авторы сценария Массимо Троизи, Роберто Бениньи, Джузеппе Бертолуччи по сюжету Массимо Троизи и Роберто Бениньи.
Композитор Пино Донаджио.
Оператор Джузеппе Ротунно.
Жанр: комедия, кинофантазия
Краткое содержание
Во время поездки на автомобиле лучшие друзья, дворник Марио (Массимо Троизи) и учитель Саверио (Роберто Бениньи), застревают где-то в тосканской глубинке. Переночевав в гостинице, они обнаруживают, что невесть как перенеслись в 1492-й год. Удостоверившись, что это не розыгрыш и не игра воображения, приятели волей-неволей начинают обживаться в прошлом.
Также в ролях: Аманда Сандрелли (Пиа), Паоло Боначелли (Леонардо да Винчи, номинация на «Давид ди Донателло»), Ирис Пейнадо (Астриа), Карло Монни (Вителлоццо), Лидия Вентурини (Паризина), Никола Морелли (Уголоне).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.11.2024
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Итальянским кинопромышленникам оставалось только плакать и… завидовать конкурентам с заокеанской «фабрики грёз», уверенно захватывающим рынок некогда мощнейшей кинодержавы (наряду с другими территориями). Печальную тенденцию решительно пресекли два молодых, но очень популярных комедианта, успевших попробовать силы и в драматургии, и в режиссуре. К слову, «звёзды» уже встречались на съёмочной площадке: вспомним хотя бы телевизионный мокьюментари «Троизи умер, да здравствует Троизи!» /1982/, где Роберто Бениньи выдавал себя за якобы безвременно почившего Массимо. Их совместная постановка воспарила на вершину хит-парада 1984-85-го, принеся ITL14,4 млрд.1 – уверенно обойдя немилосердно зрелищных «Охотников за привидениями» /1984/ и «Индиану Джонса и Храм судьбы» /1984/. Даже тематически близкий голливудский суперхит «Назад в будущее» /1985/, который выйдет на экраны в следующем сезоне, продемонстрирует менее впечатляющие коммерческие результаты…
Поначалу кажется, что ведущие исполнители недостаточно различаются по типажам, чтобы составить запоминающийся комический дуэт, традиционно зиждущийся на контрасте. Однако в первые же минуты, пока друзья сидят в автомобиле, ожидая, когда проедут поезда и поднимется шлагбаум, становится понятно, что Саверио напорист, отличается неугомонным нравом и жизнерадостностью, чем регулярно раздражает Марио, склонного к рефлексии и печальным рассуждениям о тотальной несправедливости мироустройства. Нравы в эпоху Возрождения остаются суровыми: проснувшись поутру, друзья с ужасом наблюдают, как мужчину, привычно справляющего в окно малую нужду, пронзает брошенное с улицы копьё. Тем не менее гостям из будущего в общем-то везёт, и скромный дворник даже покоряет сердце девушки по имени Пиа, выдавая себя за сочинителя песен – автора таких шлягеров, как Yesterday группы The Beatles и Nel blu dipinto di blu Доменико Модуньо и Франко Мильяччи, а заодно гимна Италии. В роли очаровательной возлюбленной дебютировала юная дочь Стефании Сандрелли Аманда, над которой Массимо и Роберто не преминули подшутить на съёмках.
Создателям комедии не приходится и мечтать о сравнении с детищем Роберта Земекиса в стремительности развёртывания перипетий, не говоря уже о технической оснащённости. К счастью, это в значительной степени компенсируется ярким талантом артистов, отдававших предпочтение импровизации – вместо загодя придуманных шуток и гэгов. Во второй половине повествования Саверио подбивает Марио на форменную авантюру – поехать на повозке в Испанию, чтобы помешать Христофору Колумбу отправиться в экспедицию, обернувшуюся открытием Нового Света. Учитель долго и нудно перечисляет приятелю беды, принесённые американцами, пока не выясняется истинный мотив его неприязни – роман сестры с гражданином США, несущим службу на базе НАТО в Пизе. Зато путешествие приносит знакомство с великим Леонардо да Винчи, не без любопытства слушающим бессвязные речи мнимых изобретателей, пытающихся «продать» гению идеи: от железной дороги и термометра до классовой борьбы и Эдипова комплекса. Финал, зарифмованный с началом, исполнен грустной иронии, отвечая вынесенному в заголовок обескураживающему выражению, позаимствованному из письма Франческо Петрарки королевскому секретарю Барбато да Сульмоне… Итальянским телезрителям, между прочим, повезло увидеть альтернативную (иную по показанным событиям, а не просто увеличенную на 18 минут) версию.
.
__________
1 – Встречается утверждение, что общая аудитория оценивается в 3,7 млн. человек, хотя цифра вызывает сомнения.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий