Не говори никому / Ne le dis à personne (2006)
Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).
Другие названия: «Не говори никому» / «Никому не говори» / «Tell No One» (международное англоязычное название).
Франция.
Продолжительность 131 минута.
Режиссёр Гийом Кане (премия «Сезар»).
Авторы сценария Гийом Кане, Филипп Лефевр (номинация на «Сезар») по роману Харлана Кобена.
Композитор Матье Шедид (премия «Сезар», в титрах как -M-).
Оператор Кристоф Оффенштейн (номинация на «Сезар»).
Также премию «Сезар» получил Эрве де Лузе (монтаж).
На премию «Сезар» также номинировались: Пьер Гаме, Жан Гудье, Жерар Ламп (звук).
Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Доктор Александр Бек (Франсуа Клюзе, премия «Сезар») вот уже восемь лет скорбит по любимой супруге Марго (Мари-Жозе Кроз), которую не сумел спасти от неизвестного преступника — или же преступников. Два обнаруженных накануне трупа заставляют полицию прийти к выводу, что прежняя версия (о том, что женщина стала очередной жертвой серийного убийцы) неверна. Главным подозреваемым неожиданно становится вдовец. Но ещё сильнее Александра поражает пришедшее по электронной почте письмо со ссылкой на видеозапись камеры наблюдения, запечатлевшей его жену…
Также в ролях: Андре Дюссолье (Жак Лорентен, номинация на «Сезар»), Кристин Скотт Томас (Элен Перкинс), Франсуа Берлеан (Эрик Левкович), Жан Рошфор (Жильбер Невиль), Натали Бай (мэтр Элизабет Фельдман), Марина Хэндс (Анна Бек), Микаела Фишер (Зак), Жиль Леллуш (Брюно), Лоран Лафит (Баск), Оливье Маршаль (Бернар Валенти), Гийом Кане (Филипп Новиль).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.05.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Название невольно приобрело иронический оттенок: о том, чтобы о ленте узнало как можно меньше народа, на «фабрике грёз» наверняка желали многие. Дело не только в том, что изначально экранизацию одноимённого романа Харлана Кобена должен был осуществить Майкл Эптед – англичанин, чаще предпочитающий работать в США. Писатель, не преминувший отметиться в камео, не прогадал, доверив бестселлер1 Гийому Кане, проявившему недюжинный энтузиазм и гораздо тоньше коллег из-за океана уловившему суть замысла. В своём втором полнометражном кинофильме знаменитый актёр раскрылся талантливым, уверенным в себе профессионалом, знающим толк и в саспенсе, и в изощрённой, продуманной детективной интриге, и в любви, служащей Александру куда более сильным побудительным мотивом, нежели желание элементарно уцелеть. Замолчать феномен не получилось: в одной лишь Франции посещаемость составила 3,1 млн. человек, а общие кассовые сборы ($33,4 млн.) позволили надёжно окупить производственный бюджет в размере €11,7 млн. Позже режиссёр, к слову, попробует реализовать проект совместно с Голливудом, однако не слишком успешно.
Завязка, пожалуй, не блещет оригинальностью. Зрителям слишком уж явно намекают, что происшествие не останется без последствий – и что прошлое будет долго довлеть над вдовцом. Но чем дальше, тем более напряжённо развиваются события – и тем сложнее становится отвлечься от сюжета, отмеченного массой неожиданных поворотов. Не может не радовать то внимание, какое авторы уделяют мотивации поступков, совершаемых вроде как спонтанно, под влиянием сиюминутных обстоятельств. После произошедшей трагедии месье Бек, педиатр по профессии, не мог предпочесть иной удел, кроме как уйти с головой в работу – в лечение детей. Элен, не без иронии сыгранная Кристин Скотт Томас, резонно напоминает другу, что не следует отгораживаться ещё и от неё. Да и в отчаянных действиях, предпринимаемых мужчиной, получившим крохотную надежду (в виде размытого изображения) на то, что избранница жива, чувствуется глубинная внутренняя правда. Франсуа Клюзе, чуть ранее отпраздновавший полувековой юбилей, и прежде снимался в триллерах и детективах, в том числе – у такого мэтра, как Клод Шаброль. Но, кажется, ещё ни разу не был столь же убедителен, доказывая, что интеллигентность необязательно несовместима с упорством в достижении цели… А с того момента, как врач сам становится подозреваемым и пускается в бега, в картине начинает проступать драматургическая схема фильмов о преследуемых и тех, кто руководит травлей. Навскидку вспоминается ярчайший пример подобных картин – «Беглец» /1993/ Эндрю Дэвиса, причём, в пику Егору Кончаловскому в «Побеге» /2005/, Кане удаётся избежать прямого подражания. В полном соответствии с правилами игры появляется и фигура, так сказать, доброго самаритянина. В благодарность за спасение сынишки, страдающего гемофилией, бандит Брюно не просто помогает доктору скрыться от полиции, но содействует в персональном расследовании, не побоявшись направить оружие на профессиональных (высокопрофессиональных!) убийц. Вместе с тем вереница счастливых случайностей не кажется искусственной. На сеансе не покидает ощущение: просто не может не повезти тому, на чьей стороне – правда.
Теоретически придуманную Кобеном историю не составит труда адаптировать практически к любой социально-культурной среде, однако Гийом Кане раскрывается и сугубо французским (галльским!) художником. Причина не сводится к особому шарму и к… пикантности отдельных моментов, которыми всегда славились его соотечественники. Не менее принципиально, что Кане не довольствовался базовыми, поверхностными эмоциями, сделав упор на глубокие (ничуть не остывшие с течением времени) чувства, благодаря чему персонажи не столько реагируют на стремительно меняющуюся обстановку, но в конечном счёте – сами формируют обстоятельства. Это тоже – одна из давних особенностей национальной школы, по праву гордящейся шедеврами Анри-Жоржа Клузо, Жана-Пьера Мельвиля и упомянутого выше Шаброля, которым присущ въедливый анализ подверженной слабостям человеческой натуры. Наконец, не последнюю роль играют остросоциальные, обличительные мотивы. В данном отношении особенно хорош Жан Рошфор в качестве облечённого властью Жильбера Новиля, чьи изысканные, почти аристократические манеры не помогли воспитать достойного – лишённого нравственных изъянов – сына Филиппа. В развязке полностью раскрывается и смысл заголовка фильма, приобретающего дополнительный, морально-этический оттенок: «Не говори никому!» Между прочим, важная деталь: актёр-ветеран, давно вписавший своё имя в историю киноискусства благодаря романтическим, комедийным, авантюрным киноролям, и в жизни является опытным конезаводчиком, а Кане, воплотивший образ порочного наследника, профессионально выступает в конкуре с отрочества.
.
__________
1 – Произведение, попавшее в соответствующий перечень газеты The New York Times, переведено на 27 языков и разошлось общим тиражом 6 миллионов экземпляров.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий