Не упускай из виду / La course à l’échalote (1975)

Не упускай из виду / La course à l’échalote (1975) Полнометражный фильм.

Другие названия: «Гонка за луком-шалотом» / «Курс – на лук-шалот» (варианты перевода), «Идиот с шестым чувством» / «Der Tolpatsch mit dem sechsten Sinn» (ФРГ), «Обезьяна меня слушает» / «Mich laust der Affe», «Высокий блондин и маленькая брюнетка» / «Der lange Blonde und die kleine Schwarze» (ФРГ: альтернативное название), «Гонка за диким гусём» / «The Wild Goose Chase».

Франция, ФРГ.

Продолжительность 95 минут.

Режиссёр Клод Зиди.

Автор сценария и диалогов Клод Зиди при участии Мишеля Фабра, Жана-Люка Вульфова.

Композитор Владимир Косма.

Оператор Анри Декэ.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Управляющий филиалом банка 20th Century Bank, отправляясь в отпуск, перепоручает обязанности руководства подразделением молодому, но толковому и энергичному Пьеру Видалю (Пьер Ришар). Однако тот, даже понимая всю ответственность, больше озабочен отношениями с Жанет (Джейн Биркин) — симпатичной англичанкой, работающей в салоне красоты, расположенном через улицу. Девушка устала от затянувшегося романа со скучным «белым воротничком»… Впрочем, вскоре у Пьера появляется проблема посерьёзнее!

Также в ролях: Катрин Аллегре (Николь), Мишель Омон (комиссар Бруне), Амадеус Аугуст (Гюнтер), Анри Дё (Мики), Луи Рего (Франц), Жан Мартен (директор банка), Клод Дофен (Де Ровере), Анри Атталь (контролёр).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.11.2024

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Не упускай из виду / La course à l’échalote (1975)
Она начинает сердиться

Дословный перевод оригинального заголовка («Гонка за луком-шалотом»), разумеется, ни о чём не говорит. Считается, что идиоматическое выражение «la course à l’échalote» возникло из игры слов благодаря детской забаве, в которой один ребёнок бежит за другим, держа того руками за штаны и за воротник. Наблюдательные взрослые стали именовать1 такой вот «гонкой за луком-шалотом» проявление конкуренции (особенно в политике), строящееся на битве неукрощённых амбиций, спровоцированное непомерным тщеславием, особого практического значения не имеющее. В принципе, выбранный для советского кинопроката вариант достаточно точен. Жанет, вроде бы заявившая подружке с работы, что ищет повод расстаться с наскучившим Пьером, срывается с места – и отправляется вслед за избранником, надев парик и солнцезащитные очки. Девушка действительно старается не упускать месье Видаля из виду, даже когда узнаёт, что параллельно ведёт слежку въедливый комиссар полиции Бруне.

Не упускай из виду / La course à l’échalote (1975)
Не упускает из виду (её)

Насладившись успехом картины «Он начинает сердиться» /1974/, Клод Зиди оперативно свёл Пьера Ришара с красавицей Джейн Биркин ещё раз – и вновь удачно: шестое место в сезоне с результатом 2,96 млн. проданных билетов. Любопытно, что в СССР лента «Не упускай из виду» вышла раньше предыдущей постановки талантливого комедиографа – в 1979-м году, собрав 28,9 млн. зрителей. Правда, в нашей версии аккуратно избавились от фривольных (ох, уж эти французы!) шуточек и от нескольких дразняще-провокационных кадров, связанных с творческой стороной шайки грабителей, выступающих на сцене в амплуа травести. Артист неутомим на гэги, многие из которых не только уморительны, но и виртуозны по техническому исполнению, а возможно, являлись небезопасными для здоровья. Вспомним хотя бы, как бедолага Пьер выбирается из ванны, чудом удержавшейся на трубе во время пожара, притом что дом сгорел дотла. Вместе с тем Ришар, чувствующий себя как рыба в воде в атмосфере фарса с вечной путаницей, с переодеваниями, с суетой вокруг похищенных из сейфовой ячейки документов, не забывает о лирике, позволяющей публике перевести дух и отдаться чувству умиления. Прекрасное сочетание!

Не упускай из виду / La course à l’échalote (1975)
Финальное испытание

«Звезде» периодически приходилось выслушивать упрёки в однообразии актёрских приёмов, в тиражировании удачно найденного характера – недотёпы и закомплексованного интеллигента, вечно попадающего впросак. Не скажу, что подобные соображения были совсем несправедливы, особенно применительно к режиссёрским работам комика. К счастью, Зиди принадлежал к тем мастерам, кто умел высветить социальную, психологическую и даже – на смейтесь! – философскую суть придуманной «маски». Пьер непременно выйдет из злоключений победителем потому, что «не упускал из виду» главное в жизни – и не гнушался лично, невзирая на неудобства, репутационные риски, опасности, исправлять допущенные промахи. Кто бы мог подумать, что скромный банковский служащий (как сказали бы сегодня, менеджер среднего звена, всё-таки не накопивший нужных управленческих навыков) проявит такое бесстрашие?! Это стало сюрпризом в том числе для Жанет, напрасно считавшей ухажёра скучным и занудным типом.

.

__________
1 – Приблизительно в 1930-е годы, на фоне резкого обострения идеологической борьбы.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+