Небесные создания / Heavenly Creatures / Himmlische Kreaturen (1994)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Божественные создания» (вариант перевода названия), «Небесные создания: версия без купюр» / «Heavenly Creatures: The Uncut Version» (расширенная версия).
Новая Зеландия, ФРГ.
Продолжительность 99 минут (расширенная версия – 108 минут).
Режиссёр Питер Джексон.
Авторы сценария Фрэн Уолш, Питер Джексон (номинация на «Оскар»).
Композитор Питер Дэсент.
Оператор Алан Боллинджер.
Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Первая половина 1950-х годов, город Крайстчерч, Новая Зеландия. Полин Паркер (Мелани Лински), которую все знают под фамилией отца Герберта (Саймон О’Коннор) — Рипер, знакомится с Джульет Хьюм (Кейт Уинслет). Несмотря на принадлежность семей к разным классам, девочки быстро находят общий язык и становятся не разлей вода. Однако вскоре дружба начинает казаться родителям подозрительной. Их ждёт страшный удар — весть о том, что Джульет придётся уехать…
Также в ролях: Сара Пирс (Хонора Паркер Рипер), Диана Кент (Хильда Хьюм), Клайв Меррисон (доктор Генри Хьюм), Джед Брофи (Джон / Николас), Питер Эллиотт (Билл Перри), Гилберт Голди (доктор Беннетт), Джеффри Хит (преподобный Норрис), Кирсти Ферри (Венди), в эпизоде Питер Джексон (бездомный у кинотеатра, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.01.2020
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Первым из кинорежиссёров к обстоятельствам убийства Хоноры Паркер, совершённом её дочерью-подростком на пару с лучшей подругой, обратился Жоэль Сериа. Однако Питер Джексон, чьё воображение с детства занимало сенсационное (вызвавшее резонанс далеко за границами Новой Зеландии и всего Содружества наций) уголовное дело, пошёл совсем иным путём, чем создатели фильма с претенциозным названием «Не избави нас от лукавого» /1971/. Его и Фрэн Уолш принципиальной установкой являлся отказ от спекулятивного подхода и спорных домыслов1 в пользу предельно скрупулёзного воспроизведения проверенных фактов. Хорошо известно, что авторы не только въедливо изучали документы, в том числе дневники Полин, выдержки из которых щедро включены в закадровый текст, но и провели опрос всех, кто лично знал девушек накануне драматического происшествия. Насколько можно судить со стороны, психологический портрет малолетних преступниц получился поразительно живым и точным!..
Вступительный кадр с двумя воистину «небесными созданиями», только перепачканными с ног до головы в крови и явно находящимися в состоянии аффекта, есть соблазн списать на ранние (трэшевые) джексоновские пристрастия. А между тем Питер, скорее, проявил тактичность, решив не показывать инцидент во всех отталкивающих подробностях. Мы видим лишь несколько ударов, притом что обнаруженные экспертами-криминалистами свыше четырёх десятков (подумать только!) повреждений лица и черепа жертвы свидетельствуют о колоссальном остервенении нападавших. Поразительно, как они вообще нашли в себе силы попытаться убедить полицию, что имел место несчастный случай… Было бы, не скрою, очень интересно проследить за дальнейшими событиями – за поведением юных подсудимых, которых присяжные заседатели признали виновными и вменяемыми; приговор был максимально жёстким (с поправкой на возраст). Но и принятое кинематографистами решение сосредоточиться на обстоятельствах, предшествовавших тому злополучному дню (22-е июня 1954-го), видится художественно обоснованным.
Самым шокирующим (будоражившим умы обывателей, наверняка годами обсуждавших инцидент) аспектом представлялась, конечно, гипотетическая интимная связь между подружками. Создатели ленты в целом поддерживают эту гипотезу и, мало того, не без сарказма обрисовывают реакцию родителей и психолога, рассказывающего, что с подобными отклонениями от нормы приходится сталкиваться не так уж редко. Но они всё же не настаивают, что именно это послужило базовой причиной, тем более что Полин и Джульет впоследствии категорически отрицали, что являлись лесбиянками. Джексон и Уолш деликатно, но настойчиво погружаются во внутренний мир девочек, чьё увлечение играми, а прежде всего лепкой и написанием приключенческих романов давно перешло грань просто приятного времяпрепровождения. Неразлучные, точно шерочка с машерочкой, невинные натуры всё глубже увязали в эфемерном, ярком, феерическом мире для двоих – в мире монархов и величественных замков с ожившими фигурками. Фантазия сперва перемешалась с объективной действительностью, а затем – и полностью заместила её собой: Орсон Уэллс, словно шагнувший с кинополотна (прямо в образе Гарри Лайма из гениального нуара «Третий человек» /1949/) воспринимается столь же реальным, как окружающие люди. Но у этого есть и оборотная сторона – в полном соответствии с законами диалектики! В данной логике покажется не столь уж дикой идея объявить собственную маму сказочным злодеем – виновником всех бед и ненастий… В «Небесных созданиях», пожалуй, впервые полностью раскрылось режиссёрское дарование Питера Джексона. Виртуозная работа оператора Алана Боллинджера придаёт дополнительную выразительность естественному и эмоционально заразительному существованию на экране двух дебютанток, Мелани Лински и Кейт Уинслет, которые, не в пример героиням, действительно смогли уехать в Голливуд и покорить Олимп славы. По некоторым кадрам «Титаника» /1997/ заметно, что сам Джеймс Кэмерон был очень внимателен на сеансе ленты, пригласив на главную женскую роль в свой суперхит последнюю из них.
.
__________
1 – Подобно западноевропейскому коллеге, привнёсшему мотив… сатанизма, приверженками коего якобы стали ученицы католической школы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
«Божественные создания» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 128-129.
Одиноков Алексей. Питер Джексон. Кук с маслом для крепких желудков // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 80-82.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий