Нет выхода / No Way Out (1987)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Выхода нет» / «Безвыходное положение» (варианты перевода названия), «Обман» / «Хитрость» / «Deceit» (рабочее название).
США.
Продолжительность 114 минут.
Режиссёр Роджер Дональдсон.
Автор сценария и сюжета Роберт Гарланд по роману Кеннета Феринга.
Композитор Морис Жарр.
Оператор Джон Олкотт.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, детектив, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Том Фаррелл (Кевин Костнер), офицер ВМС США, геройски проявивший себя во время плавания, получает предложение от бывшего соученика по колледжу Скотта Причарда (Уилл Паттон) поработать непосредственно на министра обороны Дэвида Брайса (Джин Хэкмен). Ситуация осложняется из-за того, что Том вступил в роман со Сьюзан Этуэлл (Шон Янг), содержанкой Дэвида. В приступе ревности Брайс убивает любовницу, а Причард предлагает план того, как министру избежать уголовной ответственности. Именно Фарреллу поручают вести расследование преступления.
Также в ролях: Говард Дафф (сенатор Дюваль), Джордж Дзундза (Сэм Хесселман), Джейсон Бернард (майор Донован), Иман (Нина Бека), Фред Далтон Томпсон (Маршалл), Леон Рассом (Кевин О’Брайен), Деннис Бёркли (Мейт), Маршалл Белл (человек Причарда), Крис Д. (человек Причарда), Дэвид Пэймер (техник).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.02.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Фильм снят по мотивам романа «Большие часы» Кеннета Феринга, увидевшего свет в 1946-м и спустя всего два года после выхода из печати послужившего основой для первой экранизации, признанной талантливым образчиком нуара. Именно «по мотивам», поскольку сценарист Роберт Гарланд, сохранив в неприкосновенности многосложную, держащую в изрядном напряжении интригу, поместил события в принципиально новый контекст – в разгар (чуть позже выяснилось, что под занавес) «холодной войны». Как результат, картина со столь безысходным заголовком осталась одним из ярчайших олицетворений «перестройки» в её ранней стадии. В данном отношении знаменательно, что руководство Orion Pictures (правда, из сугубо коммерческих соображений1) попридержало выпуск в кинопрокат готовой – снятой в первой половине 1986-го – ленты, в итоге снискавшей ощутимый успех, собрав $35,5 млн. при бюджете $15 млн. Кроме того, постановка Роджера Дональдсона не осталась незамеченной и на отечественных киноэкранах, куда попала спустя пару-тройку лет после того, как получила популярность на видео. Ретроспективно же детище режиссёра из Новой Зеландии (где, кстати, частично прошли съёмки, а ещё гости на официальном приёме насладились красивым зрелищем – танцем воинов маори) тем более воспринимается точным художественным документом эпохи. Кинематографисту, легко (судя по всему, без особых творческих уступок) вписавшемуся в голливудскую систему, удалось на удивление трезво и беспристрастно зафиксировать объективное отсутствие выхода – для тех, кого вскоре охватит безудержная эйфория. Для тех, у кого по ту сторону «железного занавеса» возникнет иллюзия возможности осуществления давних надежд.
Дональдсону при поддержке ведущего актёра, уверенно шедшего тогда к вершинам славы (в частности, выдержавшего актёрскую дуэль с харизматичным, суровым Джином Хэкменом), удалось поддержать мощный саспенс на протяжении всего повествования. Тому, вернувшемуся из дальнего плавания, придётся и поучаствовать в автомобильной погоне, и побегать по городу от профессиональных убийц, подчиняющихся непосредственно Причарду, в итоге укрывшись в поезде метрополитена. Однако во время сеанса возникает ощущение, что действие большей частью разворачивается в замкнутом пространстве – в здании Пентагона, подвергаемом тщательному обыску, пока Том, старающийся не попасться на глаза привлечённым свидетелям, ищет доказательства связи Брайса с покойной Сьюзан. Ощущение, что выхода нет, что ловушка вот-вот захлопнется, лишь крепнет… О подвигах в духе Джеймса Бонда, больше напоминающих занимательные приключения в разных частях света, на земле, под водой, в воздухе и даже в космосе, не может идти и речи! Авторы сполна дают нам прочувствовать, как наряду с битвой интеллектов ведётся ещё менее приятная война нервов, ведётся почти без остановки…
Впрочем, если у Феринга главной тайной являлась участь героя, попавшего в неприятности и прилагающего колоссальные усилия, чтобы выбраться из переплёта, то теперь – ставки повышаются. В последние минуты (развязка, достойная гения Агаты Кристи!) выясняется прелюбопытная подробность, сообщающая истории новый, повергающий доверчивую публику в ступор смысл, а фильму в целом – придающая особую художественную ценность. Личные мотивы (любовь министра обороны к своей содержанке) тесно переплетены не только с высокой политикой – с реализацией проекта субмарины-призрака, на котором готовится основательно погреть руки сенатор Дюваль, представляющий интересы военно-промышленного комплекса. Изначально предполагалось, что операция по поимке таинственного «Юрия» (ЦРУ давно занималось вычислением агента КГБ, предположительно – засланного подростком), будет развёрнута в качестве своеобразной дымовой завесы, станет средством отвести подозрения от Брайса. Кто ж знал, что в Датском королевстве, то есть в Соединённых Штатах Америки, стало настолько гнило – что оказалась глубоко порочной сама система обеспечения государственной безопасности?.. В ситуации непрекращающегося антагонизма, подразумевающей перманентное, изматывающее противостояние сложных систем (разведки-контрразведки), судьбы конкретных индивидов утрачивают значение. Даже лучшие – совершающие почти невозможное – люди на поверку оказываются «пешками» в руках невидимого гроссмейстера.
.
__________
1 – Стало известно, что Кевин Костнер получил партию Элиота Несса в «Неприкасаемых» /1987/, в триумфе которых никто не сомневался.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Шэйе Жан-Поль. Секс, ложь и кино // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 11. – С. 15, 18.
Белан Ольга. Шпион, который любил Пушкина // Видео-Асс. – 1990, № 3. – С. 90-93.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий