Неудача Пуаро / Neudacha Puaro (2002) (мини-сериал)
Другие названия: «Неудача Пуаро» / «Failure Poirot» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 260 минут.
Режиссёр Сергей Урсуляк.
Авторы сценария Сергей Урсуляк по роману Агаты Кристи.
Композитор Михаил Броннер.
Оператор Михаил Суслов.
Жанр: детектив, криминальный фильм, комедия
Краткое содержание
Доктор Джеймс Шеппард (Сергей Маковецкий), встревоженный странным телефонным звонком, приходит в дом Роджера Экройда (Вячеслав Жолобов), которого покинул всего несколько часов назад. Выясняется, что хозяин заколот кинжалом в собственном кабинете… Инспектор Дейвис (Сергей Степанченко) осматривает место преступления и опрашивает свидетелей. Дело представляется чрезвычайно запутанным, так как почти у всех потенциальных подозреваемых есть алиби. По просьбе мисс Флоры (Ольга Красько) за расследование берётся Эркюль Пуаро (Константин Райкин), поселившийся по соседству с доктором и решивший было ненадолго отойти от детективной практики.
Также в ролях: Константин Желдин (Паркер Адамс), Лика Нифонтова (Каролина Шеппард), Александр Сирин (Хеммонд), Светлана Немоляева (миссис Сесил Экройд), Александр Лазарев (Гектор Блент), Юрий Чурсин (Джеффри Реймонд), Елена Козелькова (мисс Элизабет Рассел), Роман Романцов (Ральф Пейтен), Елена Подкаминская (мисс Урсула Борн), Ольга Барнет (миссис Дороти Феррар), Наталия Вдовина (миссис Ричард Фоллиот), Евгения Дмитриева (Элзи Дейл), Татьяна Кузнецова (миссис Эмма Купер).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.04.2022
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Творчество Сергея Урсуляка представляет повышенный интерес уже по той причине, что, начав профессиональный путь после развала СССР, он оказался одним из немногих, кто добился известности в режиссуре в «лихие девяностые». Конечно, поступлению на ВКСР (в мастерскую Владимира Мотыля, которую окончил в 1993-м году) предшествовала актёрская карьера в труппе «Сатирикона», благо что выпуск из Театрального училища имени Б.В. Щукина состоялся ещё в 1979-м. Без ранних полнометражных постановок (спорного в идеологическом отношении «Русского регтайма» /1993/, «Летних людей» /1995/, «Сочинения ко Дню Победы» /1998/) триумфа «Ликвидации» /2007/ могло и не состояться! Вот и «Неудача Пуаро» занимает в данном ряду немаловажное место. Мини-сериал, увидевший свет, как сказано в титрах, при поддержке Правительства Москвы1, выделялся в выгодную сторону на фоне прочей отечественной телепродукции начала века. Использование цифровой кинокамеры SONY CineAlta HD F-900, снимающей в разрешении HD 24P, разумеется, не позволило оператору Михаилу Суслову добиться качества изображения, равного плёночному, но во всём остальном уровень произведения выглядит достойным. Вместе с тем главное, конечно, в другом.
Советская школа, по праву гордящаяся достижением в мировой шерлокиане, одарила и несколькими сильными экранизациями прозы Агаты Кристи, однако это, к сожалению, не касается образа Эркюля Пуаро. На мой вкус, игра Константина Райкина, пусть превзошедшего в ряде аспектов Анатолия Равиковича, крайне уязвима для критики. И причина не в частностях – вроде пышных (заметно превосходящих соответствующий атрибут у зарубежных коллег) накладных усов, выглядящих не слишком правдоподобно. Талантливый артист искренне постарался проработать характер, привив своему герою эксцентричные черты и забавные привычки (например, опираться на трость специальной конструкции), но… впечатления о нём как о гениальном сыщике остаются крайне смутные. Другое дело, что данное обстоятельство, которое стало бы роковым при обращении к многим (ко всем?) другим романам и рассказам про знаменитого бельгийца, как раз применительно к «Убийству Роджера Экройда» /1926/ видится, скажем так, чуть менее значимым.
Упомянутый художественный просчёт компенсирует не только скрупулёзное воссоздание атмосферы, обеспеченное и выбором локаций вкупе с въедливой работой художника-постановщика, художников по костюмам и гриму, и старыми чёрно-белыми кинокадрами, и даже введением отрывков из англоязычной адаптации литературного первоисточника для радиотеатра. Гораздо сильнее радует, что Урсуляк не ошибся в выборе остальных исполнителей, прежде всего – того, кому досталась партия рассказчика-повествователя. При прочтении лично мне представлялась заманчивой возможность перенести перипетии книги на кинополотно с тотальным использованием субъективной камеры (как в «Леди в озере» /1947/). Режиссёр-сценарист «Неудачи Пуаро» не отважился на столь радикальный шаг, ограничившись закадровым текстом доктора Шеппарда, и именно здесь было решительно не обойтись без редкостного таланта Сергея Маковецкого! Дерзкий (поначалу принятый, к слову, не всеми почитателями детективного жанра) повествовательный приём, пусть и использованный Кристи всё-таки не первой, требовал максимально тщательного подхода, чтобы с одной стороны преступник ненароком не «прокололся» в мелочах, а с другой – чтобы развязка всё-таки не казалась неоправданной. Пожалуй, мало кто ещё, в том числе за пределами нашей страны, смог бы так убедительно и психологически точно показать человека, производящего впечатление интеллигентного, добродушного (разве что беззлобно подтрунивающего над своей любопытной сестрицей Каролиной), самоотверженного, но… В своём роде идеальная иллюстрация тезиса о тихом омуте, где, как известно, водятся черти.
.
__________
1 – При поддержке явно не исключительно финансовой, но и всесторонней организационной.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий